Найти в Дзене
Предпринимай!

Закон о социальном предпринимательстве — зачем и кому он нужен?

Оглавление

В России не так давно появился закон о социальном предпринимательстве. Почему в нем нет экологических проектов и куда делись инновации — вместе с экспертами и предпринимателями разбирается Moscow.Business.

Что произошло?

В конце июля вступил в силу закон о социальном предпринимательстве. Точнее не самостоятельный закон, а поправки к закону N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Теперь в российском законодательстве официально есть понятия «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». Правда, пока еще нет подзаконных актов, работа над ними началась и продолжится до конца года. Фактически первые результаты закона можно будет увидеть не раньше, чем по итогам 2020-го.

Почему это важно?

Есть стереотип, что главная цель предпринимательства — получать прибыль. На самом деле во всем мире это далеко уже не так. Есть бизнес, цель которого — решение социальных проблем: уменьшение мусорного следа, сокращение числа бедных, инклюзия, помощь пожилым и инвалидам — в общем, спасение человечества. Это особая форма предпринимательства — социальный бизнес. Но в России такой бизнес существовал без законодательной поддержки.

-2

Какие есть примеры социального бизнеса в России и мире?

Примеров много. Самые очевидные — предприятия, на которых работают инвалиды, благотворительные магазины, центры, в которых обучают трудовым навыкам и помогают найти работу сиротам, многодетным семьям, людям, вернувшимся из заключения.

Есть экономически сложные модели, например, американский предприниматель Блейк Микоски хотел помочь детям, у которых нет обуви (довольно острая проблема в Африке, Южной Америке и даже США). Он создал компанию Toms Shoes и придумал концепцию «один к одному». Вы покупаете себе пару обуви этой марки, а компания отправляет одну пару новой обуви бесплатно нуждающимся детям. Проще говоря, одна коммерческая покупка обеспечивает обувью одного ребенка.

Московская компания «Наивно? Очень.» продает товары — керамику, одежду, сувениры, — которые делают люди с ментальными нарушениями. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале.


Как социальные предприниматели работали в России до принятия закона?

Социальное предпринимательство в мире признают в любой форме собственности, как коммерческой, так и некоммерческой. В России многие начинают с ИП, а более развитые формы имеют два юрлица: одно в форме коммерческой организации, а другое — некоммерческой. Например, ИП плюс благотворительный фонд, ООО плюс АНО. Это позволяет, с одной стороны, вести предпринимательскую деятельность, например, продавать вещи, сделанные людьми с инвалидностью. А с другой — получать льготы, гранты, принимать пожертвования и тратить их на нужды подопечных.

Например, Дарья Алексеева в интервью Moscow.Business рассказывала, как устроен Charity Shop: «У нас два юрлица, одно — благотворительный фонд, другое — ООО. Коммерческая организация зарабатывает деньги, которые затем реинвестируются в развитие инфраструктуры приема ненужной одежды или направляются на программы фонда: на выдачу одежды малоимущим и программу переработки вещей в плохом состоянии».

-3


Что теперь изменится?

Социальный бизнес может получить больше возможностей: от кредитования и долговых инвестиций до грантов и налоговых преференций. Для этого нужно иметь коммерческую организацию или ИП и соответствовать критериям закона: обеспечивать выход на рынок товарам социально уязвимых производителей, давать им работу, либо производить доступные продукты/услуги, в которых они нуждаются.

Информация о социальных предприятиях будет содержаться в специальном реестре. Данные в реестр будут вноситься на основе разрабатываемого механизма признания статуса социального предприятия. Детали процедуры и другие подзаконные акты сейчас прорабатывает Минэкономразвития. Первые сведения в реестр внесут 10 апреля 2020 года.

Еще один очевидный эффект — не для бизнеса, а для общества в целом — люди из социально уязвимых групп получат больше возможностей устроиться на работу, смогут получать более качественные услуги. Сегодня по статистике лишь 8% работодателей готовы взять на работу бывших осужденных. На начало 2019 года в России насчитывается 18,9 млн малоимущих.

Кто относится к социально уязвимым/незащищенным группам?

На данный момент в российском законодательстве нет точного определения этого термина. С появлением закона об основах социального обслуживания граждан (442-ФЗ) вместо понятия малоимущих и социально незащищенных граждан появилось понятие граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. В законе о занятости (ФЗ-1032-1) в качестве незащищенных рассматриваются граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

В законе N209-ФЗ, где идет речь о социальном предпринимательстве, перечисляются следующие группы:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
г) выпускники детских домов в возрасте до 23 лет;
д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
е) беженцы и вынужденные переселенцы;
ж) малоимущие граждане;
з) лица без определенного места жительства и занятий;
и) граждане, не указанные в подпунктах «а»–«з» настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Какой бизнес считается социальным?

В законе есть четыре условия, которые делают социальное предприятие таковым. Эти условия зависят от того, какая социальная группа является объектом или целью решения проблемы — социально уязвимый работник, производитель, клиент или общество в целом.

Вот эти критерии (точные формулировки см. N209-ФЗ ст 24.1 пункты 1.1–1.4):

1) Среди работников должно быть не менее 50% социально незащищенных граждан (подробнее см. ответ на предыдущий вопрос), а доля расходов на оплату составляет не менее 25%.

2) Предприятие продает товары, производимые социально незащищенными гражданами. При этом доля доходов от такой деятельности должна составлять не менее 50%.

3) Предприятие производит товары (работы, услуги) для социально уязвимых граждан, чтобы преодолеть или компенсировать возникающие в их жизни ограничения, дать возможность участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества.

4) Предприятие осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.

На какую поддержку может рассчитывать социальный бизнес?

– обеспечение инфраструктурой;
– получение субсидий;
–оказание финансовой, имущественной и информационной поддержки;
– содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров;
– организация профессионального обучения и образования.