На федеральном уровне вновь зазвучала проблема Дальнего Востока, а, если точнее, то территорий большой страны. Но тема придурков далеко не исчерпана.
Так получилось, что только вернулся из Читы. Забайкалье. Чудесный город, важнейший форпост страны. Тоже дальневосточный регион.
Но вот не покидало ощущение какого-то «медвежьего угла», заброшенности. У одни, вторых, третьих спрашиваешь, чем тут люди занимаются? Продаем друг другу, да стрижем друг друга. Примерно так отвечают. Уезжают, конечно же, но это не новость, а уже привычная реалия.
Вспоминалась там повесть Гайдара «Дальние страны»: сидят себе парни в глухом месте, скучают, ничего у них не происходит. Тоска зевотная. Но вот в небе образовалась точка — аэроплан. В «дальние страны», неверное, полетел. Ан нет, здесь приземлился. И началось движение, развернулась жизнь, стали строить завод. Место преобразилось и обрело ценность, также и у этих парней появился смысл жизни.
Или вот другое вспомнилось, уже наше время. Помните, в Коми бывший начальник аэропорта Сергей Сотников спас пассажирский авиалайнер с людьми. Спас, потому что годами по собственной воле чистил и оберегал взлетную полосу. Очень важный сюжет нашей современной жизни, ключевой. О нем написали рассказы Роман Сенчин и Сергей Шаргунов.
Вот и там в Чите мне показалось , что люди, которые не уезжаю, занимаются сохранением этой полосы. Берегут ее в ожидании, когда сюда вернется жизнь и забурлит здесь все. Также и у нас в Архангельске, так по многим городам страны, которые пребывают в растерянности и с ощущением бессмысленности, но при этом в ожидании, что в небе возникнет яркая точка, которая сорвет жизнь с паузы, произведет благие потрясения, преобразит пространство и наполнит смыслом.
Пока же мы все Сергеи Сотниковы, подвижнический подвиг которого все более забываем, хотя и заслуживает героизации. Ну да, у нас все говорят о героях и исходе героического из современности, но вот ведь он перед глазами. Через сакрализацию подобного подвига и наше настоящее обретет смысл, а пока же все более подвержено отрицанию и забыванию.
Так, глядишь, и нас забудут, и мы сами себя…
Когда в Чите, выступая, напомнил про это явление чуда, которое совершил Сотников, и привел аналогию с нашим нынешним состоянием, то люди даже похлопали. Потому как это общие и понятные вещи для всех. Чаемые.
Все в ожидании возвращения настоящей жизни и смысла, пока же ежедневно чистят свою полосу, остаются в Чите, в Архангельске, в других городах и весях. Остаются с верой.
Вообще разговор о русской географии и пространствах очень важный для нас. Она, как и история, все больше разъединяется. Воспринимается за обузу. Конечно, придурки! Но кого винить, когда мы сами во многом еще пребываем в русле инерции распадных сил. Смотрим на многое с точки зрения прагматики, а с этих позиций обширные территории — тяжкий балласт. Нужно стряхнуть эту инерцию заниматься преображением пространств и изменением нашего отношения к ним, это же касается и истории. Надо дать людям дело.
Пока же мы часто видим крайне дикие примеры, когда нам также сулят «преобразить» пространство, и якобы сделают это бесконечные составы в десятки вагонов, груженных прессованным мусором. Тот самый Шиес…
Андрей РУДАЛЁВ