Найти тему
Автозапчасти Finwhale®

Признаки неисправности стартера: что делать?

Поломку стартера не всегда можно спрогнозировать. Если еще не сталкивались с отказом машины запускаться, это может ожидать вас в ближайшее время. Так что берем советы на вооружение!

Механические шумы

Резкий визг вместо привычного звука прокрутки двигателя указывает на механический дефект – разрушение зубьев бендикса или износ венца маховика. В этом случае стартер не может нормально сцепиться с маховиком. Зубья начинают проскакивать, стартер раскручивается до больших оборотов – отсюда и высота тона. Здесь вариантов нет – только замена бендикса или венца.

Если звук более тихий, значит проскальзывает обгонная муфта бендикса. Ее задача – передавать крутящий момент от стартера к маховику, но моментально разрывать механическую связь, когда маховик начинает вращаться быстрее. Из-за износа или попадания грязи в роликовый механизм обгонной муфты бендикса она проворачивается вхолостую. Здесь тоже разговор идет о замене бендикса. Разбирать и «реанимировать» его своими силами – так себе занятие.

У стартеров с планетарным редуктором резкий звук без вращения коленвала может указывать и на разрушение «планетарки» – срезание зубьев на валу ротора или на сателлитах. Для отечественных стартеров еще можно найти запчасти для редуктора. На импортных – только менять.

Металлический треск или одиночные щелчки

В этом случае, скорее всего, стартер ни при чем. Он просто не получает достаточного питания. При срабатывании втягивающего реле напряжение питания падает настолько, что втягивающее тут же отключается – его усилия не хватает, чтобы удержать сердечник в соленоиде. Тут идем традиционным путем – зачищаем клеммы на аккумуляторе, проверяем «массу» двигателя.

А если все-таки нужно ехать?

Поскольку ручные «кривые стартеры» давно вышли из обихода, доступный вариант остается один – запускать двигатель «с толкача» или на тросе. Но, увы, и это не всегда получается.

На автомобилях с механической трансмиссией и классическим замком зажигания проблем нет. Разгоняем машину на передаче с выжатым сцеплением, затем, набрав скорость,

отпускаем. Инерции автомобиля (или тяги ведущей машины) спокойно хватит раскрутить коленвал до пусковых оборотов, а необходимые для работы цепи включатся вместе с зажиганием.

Со «старт-стопом» уже сложнее. Придется нажимать кнопку одновременно с отпусканием сцепления, чтобы ЭБУ двигателя воспринял начавший вращаться коленвал именно как следствие нормальной работы стартера. Стартер при этом будет неизбежно включаться. При его неисправности, конечно, делать это лишний раз не стоит. Но раз уж мы говорим об острой необходимости завести машину…

Роботизированная коробка передач – по сути, та же «механика», просто у нее и сцеплением, и механизмом передач управляет не водитель, а сервоприводы. Но именно это нам сейчас и помешает – выжать сцепление, чтобы разогнать машину, уже не получится. Оперирует им уже ЭБУ трансмиссии. Ему в целях безопасности для переключения с нейтрали нужно получить сигнал о нажатии педали тормоза. С нажатым тормозом машина заводится «с толкача» проблематично. Поэтому придется буквально «ловить микроны» педалью, чтобы концевик уже подал сигнал на нажатие, но машина ощутимо тормозить еще не начала.

Если речь о классическом гидромеханическом автомате, увы, Хьюстон, у нас проблема! Чтобы такая трансмиссия работала, ей нужно давление масла в управляющих контурах. А оно возникает только при вращении первичного вала КПП, который к тому же и прямой механической связи с коленвалом лишен (между двигателем и коробкой передач стоит гидротрансформатор). Не работает двигатель – не работает и «автомат». Конечно, в интернете можно начитаться способов наподобие «Полчаса таскать машину на тросе, потом включить D», но на практике это, скорее, поможет доломать гидромеханическую коробку, а не поехать своим ходом.

У вариаторных трансмиссий конструкций несколько типов. И касается это в том числе способа передачи крутящего момента от мотора на КПП. Но вряд ли вы досконально знаете устройство собственного вариатора и точно сможете сказать, как заставить его передать вращение «в обратном направлении» от колес к коленвалу, не так ли? Поэтому здесь, увы, проще следовать общей рекомендации: считать, что машину «с толкача» заводить нельзя в принципе, как и с гидромеханическими трансмиссиями.