БПЛА (или БЛА) – беспилотные летательные аппараты, или, проще говоря, беспилотники получают все большее распространение во всем мире. Наша страна в этой сфере (впрочем, как и во многих других) несколько отстает от передовых лидеров, скажем, США и Израиля. Однако беспилотники активно развиваются и в России, причем самого различного назначения и вида. В частности, об этом свидетельствует очередной авиасалон МАКС, прошедший в подмосковном Жуковском.
Одним из самых заметных БПЛА на авиасалоне МАКС-2019 стал перспективный российский беспилотник «Орион», предназначенный в первую очередь для воздушной разведки местности. Он разрабатывается в соответствии с заданием Минобороны РФ компанией «Кронштадт» в рамках темы «Иноходец», начатой еще в 2012 году. Это средневысотный БЛА с большой продолжительностью полета, близкий по размерам к американскому аппарату Predator и израильским Heron и Hermes 900. Взлетная масса - около одной тонны, размах крыла большого удлинения - 16 метров.
«Орион» может выполнять полеты продолжительностью до 24 суток с полезной нагрузкой до 200 кг. Она располагается в двух отсеках – в носовой и центральной частях фюзеляжа. В переднем отсеке находится многоканальная гиростабилизированная оптико-электронная система наблюдения. В центральном отсеке может размещаться платформа с цифровыми камерами или обзорная РЛС. Максимальная высота полета этого БЛА – 7500 метров, радиус действия – до 300 км от наземной станции управления.
С 2018 года «Орион» проходил испытания с вооружением на борту. Весной 2019 года «Орион» использовался в Сирии в ходе атаки российскими ВКС позиций боевиков в провинции Хама: эти БЛА нанесли удар в окрестностях поселка Закят на севере провинции.
Также обращала на себя внимание экспозиция ZALA Group концерна «Калашников» Госкорпорации Ростех. Эта компания предлагает систему интеллектуального обнаружения и распознавания объектов по классам и типу в режиме реального времени на борту беспилотного аппарата с полным охватом нижней полусферы. Система использует модульные камеры и искусственный интеллект для полного анализа подстилающей поверхности под воздушным судном, что позволяет увеличить площадь мониторинга в 60 раз за один полет и сократить время обнаружения объектов по сравнению с существующими методами.
К другим преимуществам системы относятся возможность получать комплексное видеоизображение с множества камер одновременно с углом обзора 360 градусов, выявлять и распознавать скрытые объекты даже в плотной растительности с вертикального угла обзора 90 градусов; одновременно распознавать и классифицировать более 1000 статичных и движущихся объектов; мгновенно создавать ортофотопланы с разрешением до 100 Мп. Эта система может использоваться в авиаразведке, при выполнении морских и наземных спасательных операций, экомониторинге, для поиска объектов в городах и лесистой местности.
Ряд комплексов дистанционного наблюдения и воздушных мишеней представила казанская фирма «Эникс». Так, ее разработка «Элерон-10СВ» представляет собой БПЛА с взлетным весом до 15,5 кг, максимальной продолжительностью, высотой и скоростью полета до 2,5 часов, 4000 метров и 135 км/час соответственно.
Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – до 60 км. «Элерон-10СВ» может нести на борту фотокамеры, тепловизор и видеокамеру с 36-кратным увеличением в 3-степенном гиростабилизированном механизме с непрерывным вращением по азимуту.
Характерно, что помимо БПЛА с классической «самолетной» формой и более привычных в гражданской жизни дронов, развивается и направление беспилотников-вертолетов. Например, на таком аппарате устанавливает свою продукцию Арзамасский приоборостроительный завод.
Вертолетный беспилотник (воздушная мишень) холдинга «Технодинамика» Ростеха, показанный на авиасалоне МАКС-2019, имеет взлетную массу 315 кг и может находиться в воздухе более часа. Максимальная высота полета – 2500 метров, максимальная дальность - более 100 км.
Аналогичная машина есть и в арсенале ZALA Group. ZALA 421-02X имеет взлетный вес 90 кг, продолжительность полета – 1,5-2 часа и дальность (видео)связи – 25/50 км.
Некоторые беспилотные вертолеты по своим габаритам и взлетной массе вполне способны транспортировать человека, как, например, аппарат компании Radar-MMS.
В России создаются беспилотники и с более необычными схемами. Например, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который многие десятилетия занимается в Жуковском разработкой и испытаниями перспективных разработок летательных аппаратов, представил на последнем авиасалоне МАКС беспилотник вертикального взлета и посадки вентиляторного типа.
А компания Aeromax показала транспортную беспилотную систему «Снегирь» для Газпром-нефти с поворотными мотогондолами, обеспечивающими изменение вектора тяги и соответственно вертикальные взлет и посадку и одновременно достаточно высокую крейсерскую скорость. Этот компактный беспилотник с размахом крыльев 2,1 метра и максимальной взлетной массой 23 кг может развивать скорость до 120 км/ч на высоте до 2000 метров при дальности полета до 200 км. Имея возможность зависать над точкой подобно вертолету, этот БПЛА может использоваться для аэрофотосъемки, мониторинговых задач, поиска пропавших людей и доставки грузов массой до 3 кг.
Как видим, компании-разработчики БПЛА и сами беспилотники присутствуют в России в довольно приличном количестве. Например, поставки упоминавшегося разведывательного и ударного БПЛА «Орион» в российскую армию уже начались и могут достичь в ближайшее время объема до 30 аппаратов в год.
Широкую известность получил выполненный по схеме «летающее крыло» российский ударный и разведывательный стелс-беспилотник «Охотник» с плоским соплом, модель которого также была представлена на авиасалоне МАКС-2019. Видео первого полета «Охотника» было опубликовано на официальном канале Минобороны РФ в августе текущего года. Его испытания займут не менее двух-трех лет, а серийное производство начнется после 2024 года. «Охотник» оснащен аппаратурой для оптико-электронной, радиотехнической и других видов разведки.
Первый полет российского беспилотного летательного аппарата «Охотник» (видео на канале Минобороны РФ).
Также известно о проекте беспилотника с большой продолжительностью полета «Альтаир». Этот БПЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом большого размаха (около 28,5 метров), двумя двигателями и V-образным оперением. Аппарат с взлетной массой до 7 тонн должен будет иметь продолжительность полета более двух суток и связь по спутниковому каналу. Правда, этот проект может оказаться чересчур амбициозным. Он разрабатывался еще с 2011 года в казанском ОКБ им. Симонова, которое не справилось с проблемами технического и финансового характера, в результате чего в 2018 году проект передали Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА).
Этот завод также занят созданием российского аналога израильского беспилотника Searcher Mk II для военной разведки, который собирают на мощностях УЗГА под обозначением «Форпост». БПЛА построен по двухбалочной схеме с толкающим винтом и имеет взлетную массу 436 кг. Продолжительность полета – до 16 часов, высота – до 5000 метров (то есть аппарат недоступен для многих видов ПЗРК). Основные задачи – воздушная разведка и мониторинг.
На основе иностранного прототипа выполнен и беспилотник «Корсар» рыбинского КБ «Луч» (входит в состав концерна «Вега»). Аппарат создан на базе военного американского беспилотника Shadow, который применялся во время военных компаний в Афганистане и Ираке. Этот БПЛА имеет двухбалочную схему с высокорасположенным крылом и V-образным оперением. Размах крыла – 6,5 метров, взлетная масса – около 200 кг, продолжительность полета – до 8 часов, высота – до 5000 метров.
Про китайские беспилотники на авиасалоне МАКС-2019 читайте здесь.