Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства
Рассматривать генезис боевых искусств Поднебесной совершенно невозможно без понимания базовых философских идей Дальнего Востока, их возникновения, обоюдного взаимодействия и противодействия друг другу. Иначе просто не понять - как, когда и почему китайское общество пошло именно таким путем развития. А боевые искусства - это лишь часть культуры этой страны, их нельзя рассматривать в отрыве от общества и его взглядов на окружающий мир и место человека в этом мире. И для желающих немного разобраться в этом вопросе составлен краткий навигатор по статьям о философии и верованиям Китая.
Начнем с простого. Большинство наших соотечественников уверены, что ушу тесно связано с буддизмом, даосизмом и конфуцианством, забывая при этом об местных верованиях малых народностей Китая, про мусульман, христиан и то, что большинство стилей вообще далеки от любых религий (вот пример). Они совсем не знают, что в реальном Китае буддизм и даосизм затрагивает очень небольшие слои населения. Об этом даже была отдельная статья "Размышления на досуге о статистике и религиозной составляющей боевых искусств". Как и ушу, которое до реформ ХХ века было уделом довольно незначительной категории населения. О месте ушу в жизни образованного человека и простолюдина в прежние времена можно прочитать в этой статье.
И совсем немногие знают, во что же верит обычный китаец? И как в итоге формировалось мировоззрение простого и ученого люда. В качестве ликбеза кратко разберем девять Учений Древнего Китая в цикле:
О влиянии философии на боевые искусства, или...
- о взаимосвязи религий и боевых искусств;
- о происхождении принципа "Одним ударом - наповал". Обзор учений, малоизвестных широкому кругу читателей, но которые действительно оказали фундаментальное влияние на становление философских идей в мире Цзянху;
- о возможной взаимосвязи ритуальных танцев и формальных упражнений в боевых искусствах. Демоны и небесные девы.
Вопросы этики в боевых искусствах рассмотрим в следующих статьях:
- Вводная часть. Культ Предков и саньцзяо, три больших Учения: конфуцианство, буддизм и даосизм; Совпадают ли их этические нормы?
- О природе человека. Добр он или зол изначально, свойственна ли только азиатам безграничная жестокость?
Мы не можем пройти мимо самой мирной религии и её связи с боевыми искусствами Китая:
- почему буддисты-монахи занимались ушу и убивали врагов?
О буддизме, даосизме, народных верованиях и их влиянии на практику боевых искусств
Цикл про становление народных верований в Китае, многие из которых живы и поныне. Это довольно краткий ликбез о том, во что верили простые люди, без чего многие проявления китайской повседневности и сейчас просто не понять. Статьи будут добавляться по мере их написания, ибо тема практически безграничная. А де Гроота полностью у нас так и не перевели....
Идею сделать такой цикл подкинула статья китайского историка Чэн Миньшэна "Власть духов и общество периода правления династии Сун" ( 神权与宋代社会 shénquán yú sòngdài shèhuì), и многочисленные пожелания читателей рассказать об истоках психофизических наработок в китайских боевых искусствах.
Часть I. Вводная статья.
Часть II. Звери и люди. Одним из древнейших верований китайцев был тотемизм, когда они считали себя родственно связанными с различными явлениями или объектами природы и поклонялись им. Именно в этом социально-культурном институте зарождаются базовые элементы дальнейшего религиозного развития.
Часть III. Одухотворенный мир. Рассказ про анимистические верования. Древним китайцам была свойственна вера в одушевлённость всех проявлений окружающей природы и человеческой жизнедеятельности. Не понимая законов природы и будучи беззащитными перед её проявлениями, китайцы одухотворяли и обожествляли явления окружающего мира, приписывая им разум и сверхъестественное могущество.
И в завершении немного о социальных явлениях, связанных с ушу.
Важный момент для интересующегося традиционным ушу заключается в понимании влияния патриархальных взаимоотношений в традиционном социуме, именно они определяли жизнь в рамках школы боевых искусств и ритуал принятия в ученики этой школы. Ибо в рамках традиционной Школы, Учитель - это Глава Семьи. И отношения в рамках школы строились по этим правилам, совсем не так, как в кино. Не зря Учитель в боевых искусствах называется Шифу (师父 shīfu), отец-наставник. И во внутренние врата школы попадаешь, пройдя ритуал байши (拜师 bàishī): приветствуя поклоном своего Учителя.увы, в наше время эта давняя и достойная традиция, в которой и Учитель, и ученик обладают не только правами, но и должны выполнять определенные обязательства по отношению к друг другу и другим представителям Школы, эта Традиция вымирает, активно вытесняется товарно-денежными отношениями.
P.S. Общие сведения про концепции Инь-Ян и У-син, которые неразрывно связаны с традиционными боевыми искусствами Китая, можно почерпнуть в этой статье.
Пожалуй, пока на сегодня все!
Всем - хорошего чтения на выходных, а мы отправляемся на главное событие этой осени.