Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Автоцистерна для керосина на ГАЗ-52.

Оглавление
Автор: United Nations Economic Commsion for Europe - http://www.unece.org/trans/danger/publi/ghs/pictograms.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10344345
Автор: United Nations Economic Commsion for Europe - http://www.unece.org/trans/danger/publi/ghs/pictograms.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10344345

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

На шасси газовских грузовиков третьего поколения выпускались автоцистерны для перевозки различных жидкостей. Одной из наиболее распространённой в сельской местности была цистерна для керосина. В этой публикации кратко описана её история создания, назначение, конструктивные особенности и область применения.

Краткая историческая справка.

Автоцистерна модели АЦ-2,4-52 изготавливалась в Арзамасе на ремзаводе (сейчас «КОММАШ») с 58-го года. Цистерна стала одной из первых специальных надстроек на шасси ГАЗ-52, освоенных на производстве завода. Модель пользовалась спросом и выпускалась в течение 22 лет.

Назначение и технические возможности автомобиля.

Автоцистерна предназначалась для транспортировки 2,4 кубометра керосина и раздачи его при розничной торговле. Была снабжена насосом для закачки керосина в цистерну и слива в стационарную ёмкость, оборудованием для измерения выданного топлива в мелкую тару, трубопроводами, запорной арматурой и шлангами для слива жидкости самотёком. Насос наполнял цистерну за 14 минут, опорожнял за 8 минут.

Иллюстрация - фотография автора из "Краткого автомобильного справочника НИИАТ"
Иллюстрация - фотография автора из "Краткого автомобильного справочника НИИАТ"

Конструктивные особенности:

  • шасси снабжалось выхлопной трубой, расположенной спереди и КОМ для привода насоса.
  • цистерна элептического сечения изготавливалась из листовой стали толщиной 4 мм, имела собственную раму, перегородки для гашения гидроударов, верхнюю горловину с запирающейся крышкой и дыхательным клапаном, снизу отстойник для сбора механических примесей.
  • лопастной насос, с возможностью самовсасывания, модели СЦЛ-00 приводился в действие от двигателя автомобиля через КОМ и карданную передачу.
  • по бокам цистерны располагались пеналы для транспортировки всасывающих сливных рукавов и площадки для обслуживания цистерны.
  • слева за кабиной устанавливался шкаф управления с узлом учёта и раздаточной колонкой.
  • для обеспечения безопасности работы цистерна снабжалась заземляющим устройством с клином, а так же огнетушителем.
  • в качестве дополнительного оборудования для розлива керосина в мерную тару предназначались мерная кружка, бачок и воронки.

Область применения.

Автоцистерны для керосина на шасси ГАЗ-52 широко применялись в сельской местности для транспортировки топлива в колхозы и совхозы, а так же реализации населению керосина. В те времена керосин использовался населением для заправки осветительных керосиновых ламп, а так же в качестве средства для розжига печей. Автомобиль, принадлежащий торговой организации или прикомандированный к ней, приезжал в село или деревню и являлся торговой точкой по продаже населению керосина.

Вспоминаю из раннего детства, как женщины с ёмкостями различного объёма заранее собирались в месте торговли керосином, занимали очередь и значительное время ждали «керосинку». Иногда их ожидания были напрасными, тогда до следующего приезда занимали керосин у соседей и тут же отдавали долг после приобретения.

Длительный срок производства автоцистерн АЦ-2,4-52 говорит о большой их потребности в сельском хозяйстве страны, где они обеспечивали перевозки топлива для предприятий и населения.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются