Найти в Дзене

5 фильмов о создании кино, не упоминая Тарантино

Все слышали о магии кино и видели её на экране, но некоторым хочется узнать, как это волшебство создаётся. Другие, наоборот, боятся что-то узнавать об изнанке кинопроцесса, чтобы не разрушить очарование. К удовольствию и одних, и других есть фильмы, которые откровенно рассказывают о том, что происходит по другую сторону камеры, при этом чары кинематографа не развеиваются до самых финальных титров.

8 с половиной (8½), 1963

Фильм Федерико Феллини демонстрирует одновременно усталость и очарование съёмочным процессом. Здесь главный герой Гуидо Ансельми, которого играет Марчелло Мастроянни, условен, и особенное внимание стоит обратить на карусель творческих озарений и внезапных тупиков. Режиссёр сделал смятение ироничным, буквально разжёвывая особенности съёмок. При этом магия никуда не уходит, а, наоборот, заставляет возвращаться к этому фильму снова и снова.

8 с половиной
8 с половиной

Американская ночь (La nuit américaine), 1973

Любовь Франсуа Трюффо к кино настолько велика, что это видно в каждом кадре его фильма невооружённым глазом. Даже приподнимая занавес тайны, он продолжает околдовывать, словно фокусник, который решил показать шляпу, откуда он только что достал кролика, а в ней зрители видят зелёный луг с пасущимися коровами. Название фильма - специальный термин, означающий съёмку ночных сцен при свете дня, и поэтому кажущаяся открытость кино создаёт лишь дополнительный шарм таинственности.

Американская ночь
Американская ночь

Раба любви, 1975

Никита Михалков не только пускает зрителя на площадку, но и проводит экскурсию по истории - причём не только российской, но и истории кинематографа. Съёмки немого кино, нетерпеливое ожидание актёра, застрявшего в городе из-за революции, позволяют взглянуть на кинопроцесс в ограниченных условиях. Но магия здесь в другом - жизнь за кадром наполнена более насыщенными и трагичными, чем всё, что попадает в объектив и это заставляет после просмотра внимательнее приглядеться к окружающей действительности.

Раба любви
Раба любви

Жизнь в забвении (Living in Oblivion), 1994

Первое появление в полнометражном кино Питера Динклейджа, который яростно высказывается о карликах в кино, и большая роль Стива Бушеми, который играет режиссёра, часто срывающегося в ответ на происходящее на съёмочной площадке. Здесь в комедию часто превращаются и драматические, и мистические сцены, зато самые очевидные решения приходят как будто из таинственного зазеркалья. Снятый за 16 дней, этот фильм рассказывает больше, чем многие сериалы, почти не покидая единственную локацию.

Жизнь в забвении
Жизнь в забвении

Студия звукозаписи “Берберян” (Berberian Sound Studio), 2011

Фильм, который больше понравится саунд-дизайнерам, потому что сосредоточен на стадии постпродакшна и показывает, как делать те или иные звуки во время озвучки. По сценарию, британский звукоинженер должен озвучить итальянский фильм ужасов, и, в лучших традициях, оказывается вовлечён в ещё более странные обстоятельства. Даже если широкая публика не найдёт этот фильм захватывающим, сцена с арбузом достойна того, чтобы пополнить золотой фонд кино и стать прекрасным лайфхаком для нового поколения звуковиков.

Студия звукозаписи “Берберян”
Студия звукозаписи “Берберян”