Я уже не раз говорила, что пока готовишь материал к книге, узнаешь очень много нового. «Ворон» исключением не стал.
Поскольку основное действие происходит в степи, пришлось много читать о кочевых племенах. В основном, конечно, о монголах. Но слишком часто я натыкалась на перекрестные обычаи, верования, обряды. Да и просто быт. Вероятно, в основе лежало что-то общее, единое.
Еда не стала исключем. Буузы, позы, баоцзы — это блюдо встречается у многих народов. Бишбармак, куллама, турама, норин — это тоже название одного и того же блюда.
Но речь не о рецептах. Их можно найти на кулинарных сайтах или в книгах. Я хочу рассказать о другом.
«Мы то, что мы едим». Эта фраза сейчас стала лозунгом тех, кто ратует за здоровое питание. Никаких фастфудов, ничего жирного, жареного... Стоп-стоп-стоп! А причем здесь национальная кухня?
На самом деле выражение про еду гораздо глубже, чем кажется. Рацион у народов складывался не то что годами и веками — тысячелетиями! И, соответственно, человеческий организм подстраивался, как мог.
Сравните меню народов Крайнего Севера и, например, африканских племен. Разные? Абсолютно! А самая фишка в том, что у эскимоса повседневная еда зулуса, например, просто не усвоится. И наоборот. Причина - ферменты! Самый яркий пример — непереносимость лактозы у жителей Индии. Ну не пили там молоко, вот и не усваивается!
Те же эскимосы и чукчи могут есть то, от чего загнется европеец или русский. Не из-за качества, а от недостатка необходимых питательных веществ. Почти нет углеводов, диета преимущественно белковая, небольшим количеством растительной пищи... Еда кочевников многим кажется тяжелой и жирной. А самим кочевникам нравится. У них организм так устроен.
В общем, уже ясно, что стиль питания зависит от внешних условий. У кочевников это постоянные перегоны с места на место, отсутствие пахотных земель при обилии различного скота. Ну и различные растительные дары природы. Потому рацион состоит из «красной пищи», «белой пищи» и «зеленой пищи».
«Красная пища».
Мясо. Любое. Во все видах. В пищу шло все: само мясо, субпродукты, даже кровь — ничего не должно пропасть зря! Ели даже табарганов — сурков.
Дичь — косули, кабаны, джейраны — была деликатесом.
Но, по мнению кочевников, не все мясо одинаково полезно!
Табарганов ели не все, зачастую только с большой голодухи, хотя в монгольской кухне немало рецептом именно для приготовления сурка.
А остальных животных делили на «скот с холодным дыханием» и «скот с горячим дыханием».
К первым относятся верблюды, козы и крупный рогатый скот: коровы и яки.
Ко вторым — лошади и овцы. Но, поскольку баранина считалась целебной, предпочтение отдавалось именно ей.
В чем разница между этими группами скота?
Считалось, что мясо животных с «горячим дыханием» более полезно. Из него готовились праздничные блюда, еда для больных и тех, кому предстоит тяжелая работа.
Мясо скота с «холодным дыханием» предназначалось для повседневной еды.
«Белая пища».
Скота было много: овцы, козы, коровы, яки... Поскольку запрета на употребление молока не было, то его пили все, от мала до велика. А из-за того, что хранить было негде, то способов консервации столь ценного продукта изобрели великое множество. Если у оседлых народов в основном были простокваша, простой творог и сыры, то кочевники этим не ограничились.
Сыров и видов творога у кочевников великое множество. И у всех одна особенность — храниться они могут годами. Даже в условии постоянной кочевки. Основа — высушивание. А потом творог просто размачивают в воде или добавляют в жидкое блюдо. Есть и масло «длительного хранения»!
Высушенный творог имел для кочевников огромное значение. Примерно как хлеб у славян, или рис у азиатов. Основа питания, ритуальная еда, символ благополучия.
Кочевники даже спиртное из молока готовили — кумыс все знают. Но им дело не ограничивалось. Есть еще молочный арак и молочная водка — архи!
А еще на молоке варили чай. Это блюдо — а это именно отдельное блюдо — зачастую было единственной едой в пути или на перегонах. В него добавляли соль, сушеный творог, муку, масло или даже жир.
Но при всей своей любви к молоку кочевники никогда не пили его сырым. Кипячение было обязательным.
«Зеленая пища».
Все, что растет на земле. По значимости не уступает ни «красной», ни «белой» пище.
Дикий лук, ревень, тмин, бобовые, капуста, орехи и крапива. Даже грибы! В пищу шло все: стебли, корни, листья и плоды. Собранное сушили, растирали в муку, солили. Семена диких злаков растирали на примитивных зернотерок, поджаривали и так хранили.
Ягоды тоже собирали: облепиху, землянику, шиповник, чернику, барбарис, бруснику... Последняя использовалась как лекарство и очень ценилась
«Зеленая пища» делилась на «дикую» и «посеянную». Со второй у кочевников было туго, они или покупали её у соседних народов, или попросту захватывали в набегах, приуроченных к уборке урожая.
Особняком стоял чай. Завезенный из Китая, он был обязательным атрибутом гостеприимного хозяина. Гостю первым делам предлагали пиалу с чаем — он должен был утолить первый голод, помочь дождаться основного блюда.
А в пути он и вовсе мог стать основной едой. Вода, молоко, плиточный чай, соль, мука, курдючный жир, а то и поджаренные бараньи мозги... практически суп!
Связанных с едой традиций у кочевников тоже немало, но о них в другой раз.
Еще о кочевниках и их лошадях можно почтить здесь
или посмотреть подборку мистических книг здесь
и раз уж в романе, для которого я все это и копала, действует ворон, то о богах, которые его привечали, можно узнать здесь