Найти тему

Три цвета жизни

Я уже не раз говорила, что пока готовишь материал к книге, узнаешь очень много нового. «Ворон» исключением не стал.

Поскольку основное действие происходит в степи, пришлось много читать о кочевых племенах. В основном, конечно, о монголах. Но слишком часто я натыкалась на перекрестные обычаи, верования, обряды. Да и просто быт. Вероятно, в основе лежало что-то общее, единое.

Еда не стала исключем. Буузы, позы, баоцзы — это блюдо встречается у многих народов. Бишбармак, куллама, турама, норин — это тоже название одного и того же блюда.

Но речь не о рецептах. Их можно найти на кулинарных сайтах или в книгах. Я хочу рассказать о другом.

«Мы то, что мы едим». Эта фраза сейчас стала лозунгом тех, кто ратует за здоровое питание. Никаких фастфудов, ничего жирного, жареного... Стоп-стоп-стоп! А причем здесь национальная кухня?

На самом деле выражение про еду гораздо глубже, чем кажется. Рацион у народов складывался не то что годами и веками — тысячелетиями! И, соответственно, человеческий организм подстраивался, как мог.

Сравните меню народов Крайнего Севера и, например, африканских племен. Разные? Абсолютно! А самая фишка в том, что у эскимоса повседневная еда зулуса, например, просто не усвоится. И наоборот. Причина - ферменты! Самый яркий пример — непереносимость лактозы у жителей Индии. Ну не пили там молоко, вот и не усваивается!

Те же эскимосы и чукчи могут есть то, от чего загнется европеец или русский. Не из-за качества, а от недостатка необходимых питательных веществ. Почти нет углеводов, диета преимущественно белковая, небольшим количеством растительной пищи... Еда кочевников многим кажется тяжелой и жирной. А самим кочевникам нравится. У них организм так устроен.

В общем, уже ясно, что стиль питания зависит от внешних условий. У кочевников это постоянные перегоны с места на место, отсутствие пахотных земель при обилии различного скота. Ну и различные растительные дары природы. Потому рацион состоит из «красной пищи», «белой пищи» и «зеленой пищи».

«Красная пища».

-2

Мясо. Любое. Во все видах. В пищу шло все: само мясо, субпродукты, даже кровь — ничего не должно пропасть зря! Ели даже табарганов — сурков.

Дичь — косули, кабаны, джейраны — была деликатесом.

Но, по мнению кочевников, не все мясо одинаково полезно!

Табарганов ели не все, зачастую только с большой голодухи, хотя в монгольской кухне немало рецептом именно для приготовления сурка.

А остальных животных делили на «скот с холодным дыханием» и «скот с горячим дыханием».

К первым относятся верблюды, козы и крупный рогатый скот: коровы и яки.

Ко вторым — лошади и овцы. Но, поскольку баранина считалась целебной, предпочтение отдавалось именно ей.

В чем разница между этими группами скота?

Считалось, что мясо животных с «горячим дыханием» более полезно. Из него готовились праздничные блюда, еда для больных и тех, кому предстоит тяжелая работа.

Мясо скота с «холодным дыханием» предназначалось для повседневной еды.

«Белая пища».

-3

Скота было много: овцы, козы, коровы, яки... Поскольку запрета на употребление молока не было, то его пили все, от мала до велика. А из-за того, что хранить было негде, то способов консервации столь ценного продукта изобрели великое множество. Если у оседлых народов в основном были простокваша, простой творог и сыры, то кочевники этим не ограничились.

Сыров и видов творога у кочевников великое множество. И у всех одна особенность — храниться они могут годами. Даже в условии постоянной кочевки. Основа — высушивание. А потом творог просто размачивают в воде или добавляют в жидкое блюдо. Есть и масло «длительного хранения»!

Высушенный творог имел для кочевников огромное значение. Примерно как хлеб у славян, или рис у азиатов. Основа питания, ритуальная еда, символ благополучия.

Кочевники даже спиртное из молока готовили — кумыс все знают. Но им дело не ограничивалось. Есть еще молочный арак и молочная водка — архи!

А еще на молоке варили чай. Это блюдо — а это именно отдельное блюдо — зачастую было единственной едой в пути или на перегонах. В него добавляли соль, сушеный творог, муку, масло или даже жир.

Но при всей своей любви к молоку кочевники никогда не пили его сырым. Кипячение было обязательным.

«Зеленая пища».

-4

Все, что растет на земле. По значимости не уступает ни «красной», ни «белой» пище.

Дикий лук, ревень, тмин, бобовые, капуста, орехи и крапива. Даже грибы! В пищу шло все: стебли, корни, листья и плоды. Собранное сушили, растирали в муку, солили. Семена диких злаков растирали на примитивных зернотерок, поджаривали и так хранили.

Ягоды тоже собирали: облепиху, землянику, шиповник, чернику, барбарис, бруснику... Последняя использовалась как лекарство и очень ценилась

«Зеленая пища» делилась на «дикую» и «посеянную». Со второй у кочевников было туго, они или покупали её у соседних народов, или попросту захватывали в набегах, приуроченных к уборке урожая.

Особняком стоял чай. Завезенный из Китая, он был обязательным атрибутом гостеприимного хозяина. Гостю первым делам предлагали пиалу с чаем — он должен был утолить первый голод, помочь дождаться основного блюда.

-5

А в пути он и вовсе мог стать основной едой. Вода, молоко, плиточный чай, соль, мука, курдючный жир, а то и поджаренные бараньи мозги... практически суп!

Связанных с едой традиций у кочевников тоже немало, но о них в другой раз.

Еще о кочевниках и их лошадях можно почтить здесь
или посмотреть подборку мистических книг здесь
и раз уж в романе, для которого я все это и копала, действует ворон, то о богах, которые его привечали, можно узнать здесь