"Последний из могикан", будучи студентом в Америке, смотрел с друзьями. Они не скрывали восторга и были удивлены моим резким неприятием. Как водится, американцы Купера не читали, и мне, начитанному советскому молодому человеку, пришлось прочесть лекцию о пяти книгах, о том, почему Соколиный Глаз не мог быть сыном Чингачгука, как авторы экранизации исказили сюжет. Американцы выслушали с интересом, но моей обиды за классика родной литературы не поняли.
На самом деле все было просто - в СССР трепетно относились к классике, и, конечно, радикальное искажение любимой книги поначалу озадачило и расстроило. Однако со временем мой праведный гнев утих, и я изменил отношение к фильму. Главное - понял логику изменений. Американцы снимали блокбастер, нацеленный в первую очередь на молодую аудиторию. Этой публике, не знакомой с "древним" романом, нужен был герой, которому они могли сопереживать.
Тогда понятно, как некрасивый человек средних лет, каким Зверобой стал к времени действия романа, превратился в молодую восходящую звезду Дэниэла Дэй-Льюиса. Так же объяснима и его романтическая линия с красавицей Мэделин Стоу. Соколиный Глаз стал молодым action-героем для аудитории мультиплекса. Приняв это, можно наслаждаться толково поставленным фильмам о трагических событиях 1757-го года.
Крепкий профессионал Майкл Манн сделал отличное приключенческое кино с красивой "картинкой", эффектными и весьма брутальными побоищами, колоритными персонажами. Все актеры хороши, однако отдельно хочется отметить всех индейцев этого фильма - получилось отлично! Не статисты-"краснокожие", а настоящие "воины на тропе войны".
Отдельной похвалы заслуживает то, что этот коммерческий боевик смог передать трагический дух романа. Индейские племена свирепо уничтожают друг друга, а плодами их кровавых дел воспользуются предприимчивые "белые братья". Для Чингачгука смерть Ункаса - это не только потеря сына, но и конец его народа. А мы, зная будущее, предвидим и истребление всех остальных - неважно победили они сегодня или проиграли. Трагичность темы подчеркивает и блестящая музыка, берущая за душу.
Для меня "Последний из могикан" (1992) - хороший урок, что смотреть на вещи надо непредвзято. С тех пор много раз убедился, что можно радикально переделать оригинал - и создать мощное самостоятельное произведение. А вот верный сюжету "Зверобоя" фильм Андрея Ростоцкого выглядит не как трагический фильм об индейских войнах, а как игры реконструкторов. Хотя "все по Куперу".