Только что в ленте на Дзен прочитал занимательную статью о древнерусском княжестве с интересным названием Тьмутаракань.
Так вот, жили-были тьмутараканцы да добра наживали с VIII века до XIII. Никому ничего плохого не делали.
Но прискакали под их стены как-то в начале тринадцатого века неугомонные кочевники из монгольских степей и ...
И все-превсех жителей вырезали, а город разрушили до основания.
Здесь у любого нормального человека возникнут вопросы: а зачем город разрушать, людей убивать? В чем мотивы? К примеру, могли бы наложить на княжество дань, либо мужиков на каменоломню, а баб в гаремы.
Как бы не так. Как показали генетические экспертизы следов монгольского пребывания в европейской России не обнаружено. Что значит только одно - брезговали монгольские воины нашими бабами. А может просто были верными мужьями. Их же в монгольских степях остались ждать любимые женщины.
Кстати и топонимов монгольских нет (от слова совсем) не только в Европейской части России, но даже и в Сибири. А, к примеру, в той же Англии после норманнского завоевания более 20 процентов названий городов и деревень имеют норманнское (северо-французское) происхождение. Странновато. Но вопросы все множатся.
К примеру, а как же кочевники были способны осаждать и брать приступом крепостные стены. Эх, вы, скептики - возразит вам любой профессиональный историк. Разве вы не знаете, что хитрые монголы, предварительно захватив Китай, возили с собой опытных китайских мастеров осадного дела (хотя возникает вопрос, как монголы китайские города без этих мастеров штурмовали). Более того, китайцы для Монголии даже флот построили, чтобы те и Японию завоевали. Да только шторм спас самураев от участи тьмутараканцев.
Но вернёмся к захватническим мотивам монголов. Вот представьте себе простой монгольский народ образца начала тринадцатого века. Живут своей обычной скотоводческой жизнью. Абсолютно аполитичны и веротерпимы. Даже железа не познали ещё. Ни на кого до этого не нападали, да и самих Бог миловал. То есть, сорвать их с насиженных веками пастбищ может лишь какая-то непреодолимая сила. Пассионарный удар - уточнил бы уважаемый Л.Н. Гумилёв.
И, так как найти более менее внятные объяснения феномену Чингисхана историкам было не под силу (если не брать в расчёт теорию этногенеза), пришлось срочно в девятнадцатом веке найти «Сокровенное сказание монголов».
Вот что о нем говорится в Википедии: «Сокровенное сказание монголов» — первоисточник для всех исторических, художественных и научных трудов о Чингисхане и его эпохе, шедевр литературы, который стоит наравне с величайшими литературными памятниками древности...
Написано сказание, естественно, на китайском (за неимением монгольского алфавита). А зачем Монголии своя письменность, когда всегда под рукой опытные китайцы на все случаи. А вот обнаружен этот документ был очень кстати в 1872 году архимандритом Палладием Кафаровым (кстати специалистом по китайскому языку). То есть, спустя всего-то 550 лет мир узнал наконец-таки о том, кто его так жестоко порабощал в тринадцатом веке. Кстати, именно тогда и самим монголам было популярно разъяснено, что никакие они не мирные скотоводы-кочевники халха (самоназвание монголов), а свирепые и беспощадные завоеватели Китая, Индии, Средней Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы с Закавказьем по имени монголы.
Сами монголы-халха, конечно, тоже удивленно вопросили - а зачем мы все это покорили и истребили? Вроде денег нам не надо, к религии индифферентны, чужих жён никогда не возжелали. И им тогда пояснили, что великому Чингисхану привиделся однажды в начале тринадцатого века (где-то в районе 1203 года) сон о том, что ему просто-напросто необходимо омочить копыта своего лохматого коня в водах последнего моря. Вроде, как фетиш такой. Вот и собрал он аж сто тысяч скотоводов по всей монгольской степи, и погнал их во все четыре стороны убивать и разрушать. Конечно, сокровенное сказание монголов умалчивает о том, где Чингисхан собрал гигантскую материально-техническую базу для вторжения во все части света. Но это уже не важно. Главное намочить копыта любимой лошади. Сказано-сделано: всех покорили, города поразрушали, копыта намочили. Но, увы, ни письменности, ни культуры, ни монет, ни генетических следов после себя не оставили. Так бы и не узнали об их величии, если б не удачная находка архимандрита Палладия.
Так бы и гадали современные археологи и историки, кто и зачем Тьмутаракань разрушил, а вместе с ней ещё сотни городов и десятки тысяч сел и деревень.
Кстати, до сих пор, по моему мнению, не оценены по заслугам географические открытия монголов. Ведь вплоть до эпохи великих географических открытий XVII века, никто кроме монголов не знал о путях-дорогах от Южно-Китайского моря до Адриатического побережья.
Мы до сих пор удивляемся героизму Ермака, в 1584 году перевалившего за Большой камень (Урал). И совсем забываем о том, что отец Александра Невского, к примеру, в 1245 году приехал из Владимира в Каракорум на лошади и там скончался. И бояре, прибывшие за 7000 километров вместе с ним, забрали его тело и привезли обратно, чтобы похоронить на Родине. Что? Не верите, что мертвеца можно так запросто без последствий доставить из Монголии в Нечерноземье? А зря. Ведь могли же опытные китайские мастера ритуальных дел тело предварительно забальзамировать (как вариант для приверженцев традиционной истории). А потом уже и сам Александр Невский дважды успел побывать в монгольской столице (где его кстати уже поджидал римский посол Карпини). Скажете чушь. Не мог ведь в тринадцатом веке человек в течении пары лет дважды на лошади в Монголию смотаться. Ведь тому же Дежневу через четыреста лет по два-три года приходилось из Якутска в Москву добираться ( и это в одну сторону). И снова зря сомневаетесь.
Невский ведь там ярлыки на великое княжение клянчил у монголов. А что ради власти не сделаешь ( в том числе и великие географические открытия). И в это не верите? Тоже зря. Впервые ярлык был обнаружен в архиве МИД в 1834 году, а в 1835 сразу и второй (вот удача, ведь потом больше на находили уже). То есть, тоже спустя полтысячи лет. Иначе бы и в этой непреложной истине мы бы, грешные, сомневались.
А теперь вот и тени сомнения не осталось - были в тринадцатом веке настоящие идейные мужики в монгольских степях, готовые на долгие годы покинуть родных и близких, с одной лишь только целью - посмотреть на последнее море, попутно убивая и разрушая все на своём пути, и не оставляя при этом следов. И если бы не усилия Мусина-Пушкина, Карамзина и архимандрита Палладия, то и кануть бы им всем в вечности. Но не получилось. Как-то так выходит.