При императоре Константине I в Римской Империи христиане обрели покровительство властей. Но один из его преемников, Флавий Клавдий Юлиан, вошедший в историю как Юлиан Отступник, предпринял попытку реставрации традиционной древнеримской религии. Он пришёл к власти в 361 г. н.э., а одним из первых его законодательных актов был «Эдикте о терпимости» 362 года. В нём разрешалось восстановление языческих храмов, их конфискованная собственность возвращалась. Тогда же вернулись из изгнания сосланные христианские епископы, принадлежавшие к различным направлениям, не одобряемым официальным христианством. Хорошо зная психологию христиан, Юлиан был уверен, что меж ними тотчас начнутся раздоры, и такая разъединенная церковь уже не будет представлять для него серьёзной опасности.
Одновременно с этим были обещаны большие выгоды тем из христиан, которые согласились отречься от своей веры. Таких отступников нашлось немало. Юлиан покровительствовал всем традиционным религиям, например, планировал заново отстроить Иерусалимский храм для иудеев. Ещё один его указ относился к сфере образования. В нём говорилось: «Все, кто собирается чему-либо учить, должны быть доброго поведения и не иметь в душе направления, несогласного с государственным». Указ объявлял нелепым, чтобы лица, объясняющие Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота и других античных писателей, сами отвергали чтимых этими писателями богов. Таким образом, Юлиан запретил христианам обучать риторике и грамматике, если они не вернутся к язычеству.
В том же 362 году император предпринял вояж по восточным провинциям и посетил при этом Антиохию. Местное население в основном было христианским и идеи Юлиана встретило враждебно. В это же время произошёл пожар языческого храма в предместье Антиохии — Дафне. Сочтя христиан поджигателями, Юлиан приказал в наказание закрыть главную антиохийскую церковь, которая при этом была разграблена и осквернена. Подобные случаи произошли и в других городах этой провинции. Христиане, в свою очередь, разбивали изображения языческих богов, несмотря на неизбежные кары и ответные репрессии властей.
На Ближний Восток Юлиан прибыл не только с целью внедрения здесь правильной религии, но и для продолжения римской экспансии. Он собрал войска и в следующем году лично возглавил их в походе против Персии. Сперва наступление развивалось более чем успешно, римские легионы беспрепятственно добрались до столицы персидской державы, города Ктесифона. В прошлом римляне уже брали этот город штурмом, но сейчас сил для решительной атаки не хватало. Должны были помочь союзники из Армении, нанеся удар по персам с севера, но они не пришли. Был созван военный совет. На нём было принято решение осадить столицу и ограничиться борьбой с разрозненными вражескими отрядами, поскольку прямой штурм города был невозможен.
Однако через несколько дней Юлиан принял иное решение. Он приказал сжечь флот, чтобы не отвлекать на его охрану 20 тыс. воинов, а всей римской армии отправиться в глубь персидских земель. Персы при этом сжигали посевы и поля, чтобы лишить римлян пропитания и фуража для лошадей. Они не вступали в крупные сражения, заманивая римскую армию в бесплодную пустыню. Наконец в местности под названием Маранга состоялась битва, закончившаяся ничьей. Обе стороны понесли потери, но не были окончательно разбиты. Через три дня римские войска смогли продолжить движение, на север, к границам дружественной Армении. Но тут случилось непредвиденное — во время одной из мелких стычек с конницей персов не надевший в этот день доспеха Юлиан был поражен в бок кавалерийским дротиком и через несколько часов скончался.
Есть разные версии о том, кому принадлежал роковой дротик: удачливому персидскому воину или же тайному христианину из числа своих же римлян. Вполне возможно, что идейный фанатик воспользовался удобным случаем для устранения императора-язычника. Как бы то ни было, Юлиан погиб. Престол Римской Империи занял Флавий Клавдий Иовиан, восстановивший все привилегии христианской церкви, которых она лишилась при Юлиане. Впоследствии сложилась легенда о том, что Юлиана сразил в бою святой Меркурий, погибший за сто с лишним лет до этого события, но для такого случая лично вернувшийся с небес и поразивший зловредного императора копьём. Юлиан был похоронен в языческом храме в городе Тарсе в Киликии. Впоследствии его тело было перенесено на его родину в Константинополь и положено в церкви Святых Апостолов рядом с телом его супруги, в пурпурном саркофаге, но без церковного отпевания.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев