Вечер. Темно. Электричка. Еду от ученика. Преимущество вечерних электричек: нет зазывал-продавал. Не отвлекают от мыслей, не мешают думать неспешно.
Вспоминается собачка Соня – какой лучше быть: маленькой или большой? Хорошо быть маленькой, можно спрятаться от бульдога. «Но если бы я была большой, зачем бы я вообще пряталась?» Так вот, применимо ко мне: хорошо быть репетитором, деньги сразу, один ученик, всего два раза в неделю. Заниматься хочет, что тоже немаловажно. Но плохо ездить в электричках по ночам. Но если бы я была учителем, зачем мне было бы вообще ездить в электричках?
Вот уже два дня прошло от начала нового учебного года, а я не вышла работать в школу. А о чем это? Обо мне. Я очень странно себя чувствую. Хочу ли я в школу? Очень хочу. Странно не вскакивать в шесть утра, не иметь в компьютере генеральный план партии зама по воспитательной работе. Странно не торопиться ежесекундно никуда. Вот это очень непривычно! Весь год живёшь в цейтноте и только откладываешь на потом: поеду, посмотрю, прочитаю и (самое главное) подумаю завтра! Но учебный год идет, летит: Иванов упал с лестницы, скорая, объяснительная, прокуратура, вторая скорая его подружке – она переволновалась, олимпиада, проверка, где вообще родители Иванова, план на месяц, родительское собрание, родительская суббота, заседание кафедры, неделя русского языка (подготовка), выборы и т.д., и т.п.
Хочется, как Калягин – et cetera, et cetera… (и это только первая неделя сентября обычно, кстати).
Странно для учителя никуда не торопиться. И хочется немедленно составить план-расписание собственным детям, хотя в школе я уже два дня не работаю! Купила дневники для всех, везу с собой в сумке. Темно за окном, в электричке мысли и правда текут плавно и неспешно.
Вспомнилась мне одна история: приехала ко мне в Орлово (мы с мужем работали год в сельской школе Архангельской области) моя бабушка, учитель географии со стажем 50 лет. Тайга, река, тишина, свежие продукты, она первый год не работает в школе (ей 71 год) – мне было, чем ее заманить.
У нас трое детей, все дома (приболели, по-моему). Первый день ее приезда – хаос, мы с утра на работу, бросили ее одну дома. Приходим вечером с мужем: малой с бабушкой играет, старшие, высунув языки, что-то на листах А4 пишут красиво. На плите ужин. Тишина. Бабушка детям:
- Все, ребята, папа-мама пришли. Теперь руки мыть и за стол.
Сели. Поужинали. Бабушка:
- Кто у нас первым в графике дежурств?
-Я! – рапортует старший сын и чешет мыть посуду.
- Молодец! Таечка, а ты когда, напомни мне?
-Завтра утром! – бодро и с заметным удовольствием отвечает ленивая дочурка, заглядывая в листик А4.
Я от счастья чуть не упала. Вот она – старая закалка! В листочках оказалось расписание – распорядок дня. А вы что подумали? До сих пор с нами ездит. Дети его переписывают и меняют понемногу.
К чему это я? Да к тому, что первой мыслью после увольнения была именно эта, отработанная привычкой сентябрьской: написать распорядок дня для себя и для детей. План поездок в музеи, парки, усадьбы.))) Список книг, которые давно ждут внимательного прочтения. И ничего, что я не в школе с классом, но закалку не откинешь, словно луковую шелуху.
Пойду по бабушкиным стопам. Спасибо электричке и репетиторству за возможность подумать. Но если бы я была учителем, зачем бы я вообще думала? )))