Найти тему
Юридические тонкости

Не помогло ни завещание, ни дарение: даже через три года квартиру отобрали

Когда встает вопрос о том, как надежно передать жилье наследникам, чаще всего выбор происходит между завещанием и дарением.

Ни то, ни другое, увы, по-прежнему нельзя назвать идеалом: везде есть свои плюсы и свои минусы. Поэтому выбирают всегда с учетом конкретной ситуации.

А что, если не выбирать и воспользоваться обоими способами одновременно? Очевидно, что дарение в любом случае обгонит завещание – ведь к тому моменту, как откроется наследство, наследодатель собственником уже не будет.

Но в качестве подстраховки это вполне допустимо: закон не запрещает человеку, который завещал свою квартиру, подарить ее впоследствии. А в роли наследника и одаряемого вполне может фигурировать один и тот же человек – опять-таки это не запрещено.

Если отменят дарение, останется завещание – т.е. шансы получить квартиру удваиваются. Вот только не всегда помогает такая защита.

Приведу любопытный пример из свежей практики Верховного суда РФ (дело 4-КГ19-3).

Пожилой женщине суждено было пережить одного из двух своих сыновей. Вскоре после этого она написала завещание – все свое имущество передать второму сыну. А примерно год спустя подписала дарственную на свою квартиру в пользу того же второго сына.

Было это в 2009 и 2010 годах соответственно. А в 2015 году женщина скончалась, и сын продал квартиру.

Но неожиданно в дело вмешался внук (от первого сына). Узнав, что бабушка и завещала, и подарила квартиру второму сыну, внук подал в суд иск, требуя признать все сделки недействительными.

«А причем здесь внук, ведь он же не наследник?» – спросите вы. В этой ситуации он очень даже при чем. Если нет завещания, наследуют в первую очередь супруг, дети и родители наследодателя.

Но внуки тоже могут наследовать – когда их отец или мать не дожили до открытия наследства за своим родителем.

Так что, если бы бабушка не сделала завещание и дарение в пользу второго сына, внук от первого сына унаследовал бы половину квартиры. Поэтому интерес внука в отмене всех сделок с квартирой очевиден.

Судебные эксперты подтвердили: пожилая женщина на момент подписания завещания и дарения не могла понимать значение своих действий по состоянию здоровья.

Но проблема в том, что завещание было составлено в 2009 г., дарственная подписана в 2010 г., наследство открылось в 2015 г., а квартира продана в 2016 г. Тогда же внук подал и иск. Хотя сам он признал в суде, что ему было известно о завещании еще в 2009 году, а о дарственной – в 2010 году.

По этой причине суды и первой, и второй инстанции отказались отменять сделки с квартирой: внук пропустил срок исковой давности.

Но Верховный суд с этим не согласился. Исковая давность для отмены сделки по столь серьезному основанию (неспособность понимать значение своих действий) составляет один год.

А отсчитывается она с того момента, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах незаконности сделки. В данном случае внук не мог оспорить завещание раньше, чем откроется наследство.

Тогда же он узнал, что и дарственная была подписана бабушкой в состоянии психического расстройства. В связи с этим Верховный суд признал, что исковая давность не пропущена – значит, и завещание, и дарение подлежат отмене.

А теперь представьте, каково человеку, который купил эту квартиру у несостоявшегося наследника.

Покупка состоялась в 2016 году, а в 2019 году суд решил, что квартира к продавцу перешла незаконно. Даже у добросовестного приобретателя в таком случае квартира изымается.

Теперь ему придется вернуть квартиру продавцу, а тот должен поделить ее с внуком-истцом. Удастся ли покупателю вернуть свои деньги? Никто это не может гарантировать.

Выходит, что даже через 3 года квартиру могут забрать из-за обделенного когда-то наследника.

© Сивакова И. В., 2019 г.