В перестройку муссировалась, тема расправы Сталина над высшим командным составом Красной Армии, что якобы и повлияло на серьёзные поражения и потери в первые месяцы 1941 года.
Одним из фигурантов той расправы, о ком писали больше всех, был маршал Тухачевский. Самый молодой, самый талантливый, самый..., а значит, репрессии против него, уж точно, необоснованны.
Причины его ареста преподносились, как надуманные и сфабрикованные Сталиным и его окружением. Якобы, они чувствовали свою ущербность по отношению к таланту маршала.
Если, однако, проанализировать его провальные поражения на полях сражений гражданской войны, то достижения его, как военспеца, окажутся довольно скромными, а его претензии, например, к Будённому необоснованными. Генерал Брусилов, кстати, в своих воспоминаниях о С. М. Будённом, отзывался с большим уважением, считая его отличным стратегом и тактиком.
Предложения Тухачевского по наращиванию, ни чем не обоснованного количества танков и самолётов, создание универсальной полевой пушки с полигональными снарядами, вооружение всей РККА безоткатными орудиями, были обычной авантюрой.
Трудно представить, что стало бы с нашей армией (а значит и со страной), если б его планы осуществились. Достаточно сказать, что 5000 орудий Курчевского, изготовленных по настоянию Тухачевского, пошли на металлолом как, неоправдавшие себя.
Утверждение, что признание Тухачевского, о подготовке государственного переворота, было выбито из него силой, так же, сомнительные.
Ведь в том, что был завербован Германской разведкой, он не признал. Если б, к нему применялись пытки, добившись признания в одном, добились бы нужного результата и в другом.
Тема репрессий сложна и обширна, по-настоящему не исследована, имеет много белых пятен. Тем не менее, на основе того, что уже доподлинно известно, можно с уверенностью сказать, что образ репрессий, в перестроечные годы, использовали как инструмент воздействия на сознание с целью разрушения социалистического государства.