Наверное, в наши времена сложно представить игру без ее создателя. Будь то геймдизайнер, студия, или инди-разработчик. Более того, если мы видим знакомые имена в анонсах, или надпись "от создателей (сюда можно вставить любой известный проект)", у нас подсознательно начинает вырисовываться картинка, чего именно ожидать от продукта.
Но мало кто знает, что с середины 70-х годов прошлого столетия, авторы первых консольных игр находились в тени. Все дело в том, что Atari пытались создать монополию игр на рынке. Опасаясь конкуренции, они ставили жесткие правила, согласно которым, имя разработчика должно быть скрыто и афишироваться ни в коем случае не должно. Согласитесь, ситуация не из самых приятных.
Тенденция не афишировать имена разработчиков на консолях привела к тому, что большинство геймеров не знали лиц, стоящих за играми. К примеру, геймдизайнер Сигэру Миямото стал известным во всем мире и начал позиционировать себя создателем Mario, только тогда занял высокий пост в компании Nintendo. Много ли игроков знало о нем, в годы, когда он работал над Radar Scope? Вряд ли.
Программисты нашли выход: они прятали свои имена в труднодоступные места и только самый дотошный игрок мог познать истину. Считается, что первой такой пасхалкой была потайная комната в игре Adventure для Atari 2600 где Уоррен Робинетт оставил свое имя.
Но, на самом деле, "первопроходцем" оказался Рон Мильнер, создатель игры Starship 1 для аркадного автомата. Он вписал фразу "Привет, Рон!" в код игры. Предложение появлялось между строк, при нажатии определенной комбинации. Да, конечно, она не выглядит как подпись и уж точно не претендует на заявление о создании, скорее, как эксперимент. Но начало было положено.
Почему все эти годы авторы консольных игр были всем, но, по сути, никем? Если имя разработчика станет известным, другая компания его "выкупит". Первыми, кто не захотел мириться с такой ситуацией стали четыре программиста из Atari: Алан Миллер, Дэвид Крэйн, Ларри Каплан и Боб Уайтхед. Однажды были опубликованы финансовые показатели компании и выяснилось, что игры приносят Atari десятки миллионов долларов, в то время как программисты работали фактически за зарплату. Кому понравится ситуация, когда на твоем детище наживаются таким образом? Авторы предложили условия, на которых Atari будут выплачивать им процент от продаж. Услышав отказ, программисты увольняются из компании и основывают первую независимую студию (да-да, инди-студию) Activision, которая выпускала картриджи для Atari 2600. Чем спровоцировали "цепную реакцию", и таких студий стало появляться все больше. Эта тенденция привела к тому, что появлялась куча игр для консоли, а "фильтровать" их было некому. Не было ни игрожуров, ни возрастного рейтинга, поэтому неудивительно, что на рынок "проскочила" Custer's Revenge. Ну а дальше вы помните.
В компьютерных играх, кстати, такой скрытности не было. Ведь эти игры не оценивались серьезно, с экономической точки зрения. А вот конкуренции между консолями вполне хватало. Сейчас, конечно, такого "варварства" по отношению к авторам нет, корпоративная этика касается непосредственно неразглашения каких-нибудь деталей проектов. Но титры есть всегда. От 5 до 20 минут, в зависимости от проекта. В них не только создателей упомянут, но и членов семьи, любимую собачку и полный список инвесторов предоставят.
Почему я пишу об этом? Да, наверное, просто чтобы задумались над тем, сколько людей стояло у истоков создания видеоигр. Сегодня каждый может "запилить" свою поделку, и выложить всю подноготную о создании проекта в сеть. Раньше о таком могли только мечтать. И если бы не смелый шаг Activision, от которой сейчас все плюются, кто знает, сколько бы еще просуществовало намеренное скрытие авторов. Наверное, вплоть до широкого распространения Интернета. Что касается "пасхалок", то сейчас они больше практикуются как приколы, нежели тайное послание игроку о себе.
Все сказанное выше, является точкой зрения автора и на истину не претендует. Спасибо за то, что дочитали до конца. Ознакомиться с правилами написания комментариев можно здесь.
Обратная связь: VK группа (плейлисты, арты, болталка и просто место для фидбека)|Twitch | канал на YouTube.