Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. ГАЗ-21 – легендарная «Волга». Часть 3.

Оглавление
Прототипов ГАЗ-М21 1954 года. Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Прототипов ГАЗ-М21 1954 года. Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Начало серийного производства «Волги» не остановило изменения в конструкции. Она совершенствовалась постоянно. Об изменениях конструкции ГАЗ-21 в процессе производства кратко описано в этой публикации.

Прототипов ГАЗ-М21 1954 года. Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187
Прототипов ГАЗ-М21 1954 года. Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300187

Конструктивные особенности «первого выпуска».

Деление специалистами разновидностей конструкций «Волги» по выпускам весьма условны, так как среди автомобилей, выпущенных в период предполагаемого «выпуска», могут встречаться отдельные экземпляры, с отличающимся от общей тенденции набором узлов и деталей. Характерной внешней особенностью «первого выпуска» (56-58 годы) является решётка радиатора с горизонтальными брусьями и медальоном в средней части, с расположенной на нём звездой.

На автомобилях этого периода выпуска устанавливался двигатель ГАЗ-21Б, который представляет «расточенную» версию мотора «Победы» с нижними клапанами. Он имел объём 2,42 л и при степени сжатия 7,0 развивал мощность 65 л.с. В комплекте с этим двигателем устанавливалась механическая КПП. На часть автомобилей этого периода устанавливался задний мост ГАЗ-69, с главной парой меньшего передаточного числа.

Вышеописанную комплектацию называли промежуточной. Её должны были заменить автомобили с верхнеклапанным двигателем, механической или автоматической КПП. В это же время начинают применять мост с цельным литым картером, являющийся укороченной по кожухам и полуосям версией зимовского узла с гипоидной парой.

Часть автомобилей этого выпуска, по заказам и на экспорт, изготавливалась с кузовом двухцветной окраски, различной цветовой гаммы. На них устанавливались большее количество хромированных деталей. Чёткой границы перехода с одной комплектации на другую нет, сборка производилась по наличию узлов. Считается, то таких автомобилей было выпущено примерно 30 тысяч штук.

Прототипов ГАЗ-М21 1954 года. Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300192
Прототипов ГАЗ-М21 1954 года. Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать Игорь Погодин. Адрес на сайте: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1954/gaz_m21_volga_predserijnyj/image_1300192

Изменения в конструкции «второго выпуска».

Особенностью этого периода стало освоение в производстве узлов и агрегатов 21-й модели. Модернизация 58-го года способствовала внедрению в производство кузова одного из прототипов 55-го года, не принятого в начале серийного производства. Характерным внешним признаком «второго выпуска» считается решётка радиатора с широкими элементами вертикальной ориентации, которую назвали «акулья пасть».

Были изменены передние крылья, замок капота, задние фонари и фонарь подсветки номерного знака на крышке багажника. Стали устанавливать новую панель приборов с матовым покрытием, исключающим блики и отражения. Была внедрена система подачи жидкости на переднее стекло. Новые элементы изменили внутренний интерьер и облик автомобиля, не затронув силовые агрегаты и ходовую часть.

Через два года была проведена модернизация некоторых узлов и систем автомобиля. Революционным изменением стало внедрение электрооборудования с минусом на «массе», до этого времени на кузов подключали плюсовую клемму аккумулятора. Система смазки узлов маслом с управлением от педали в салоне была снята с производства, как сложная в производстве и не надёжная в эксплуатации. Шкворни и рессорные пальцы стали «шприцевать». Кузов получил усиление узлов, показавших низкую надёжность в эксплуатации.

"Волга" ГАЗ-21 "третьего выпуска" с улучшенной отделкой кузова (полный хромовый пакет). Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11679
"Волга" ГАЗ-21 "третьего выпуска" с улучшенной отделкой кузова (полный хромовый пакет). Фотографию в качестве иллюстрации любезно разрешил использовать автор Дмитрий Куршев. Адрес на сайте: http://models-online.ru/product_info.php?products_id=11679

Модернизированная «Волга» «третьего выпуска».

Прошло менее четырёх лет серийного производства. Дизайнерские решения, актуальные на момент проектирования, стали стремительно утрачивать свежесть. Автомобилю необходима была новая модернизация. Однако экономической целесообразности выполнения этой работы не было. Было принято решение о частичной модернизации, касающейся интерьера, бамперов и декоративных элементов.

В середине 62-го года «Волга» получила вертикальную решётку радиатора с 37-ю узкими элементами, бампера без клыков с горизонтальным разделением на хромированный верх и низ цвета кузова. Стремительный олень покинул капот по причине высокой опасности нанесения травм пешеходам. В качестве улучшенной наружной отделки стали применять хромированные молдинги по верхней части переднего и заднего крыла. Обивка салона стала выполняться более долговечными синтетическими материалами.

Мощность двигателя увеличилась до 75 л.с. Автоматическую коробку, устанавливаемую по заказу, убрали из комплектации «Волги». Боковина кузова стала изготавливаться штамповкой в виде одной детали. Неровности кузова стали шпаклевать, ранее они устранялись наплавкой припоя. Для окраски стали применять синтетические эмали. Телескопические амортизаторы пришли на смену рычажным.

Постоянно модернизируемая «Волга» успешно трудилась: перевозила чиновников, рабочих и жителей села, здоровых и больных, по хорошим дорогам и бездорожью. В процессе производства изменились технологии и техническая культура, позволившая коллективу Горьковского автозавода подготовиться к выпуску массового легкового автомобиля 24-й модели.

Первую часть смотрите здесь, вторую – здесь.

О «Волге» с кузовом универсал читайте в следующей публикации.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются