Найти тему

Символизм шахмат в картинах

Оглавление
«Курьерские шахматы» на картине Лукаса ван Лейдена Игра в шахматы. Фрагмент. 1508
«Курьерские шахматы» на картине Лукаса ван Лейдена Игра в шахматы. Фрагмент. 1508

На картинах классических художников каждый предмет не случаен, а передает заключенную в картине мысль. И с древних времен на картинах размещают игру в шахматы, зачастую с самыми разными аллегориями.

Средневековые аллегории

Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Тамплиеры, играющие в шахматы, 1283
Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Тамплиеры, играющие в шахматы, 1283

В Средневековье понимание принципов работы шахмат было крайне низким. Игру на картинах рисовали в первую очередь как метафору человеческой жизни в разных ее аспектах, но сам процесс игры при этом не вызывал особого интереса у художников. Шахматы появлялись на иллюстрациях к текстам трактатов тех времен, в зависимости от материала и изображали -

  1. Борьбу грехов с добродетелями. Белые фигуры изображали человеческие достоинства а черные - грехи (например «Нравоучительная шахматная игра Дамы», XV век).
  2. Поскольку в шахматы играют двое довольно рано появились изображения шахмат как аллегории на любовь (Робине Тестар, «Нравоучительная книга о шахматах любви», XV век).
Робине Тестар, «Нравоучительная книга о шахматах любви», XV век
Робине Тестар, «Нравоучительная книга о шахматах любви», XV век

3. Черно-белую доску ассоциировали с чередованием успехов и неудач в человеческой жизни

4. Шахматные фигуры сравнивали с сословиями в обществе - невзирая на различия, они действуют вместе в общих целях.

Якобус Цессолес,   «Книга о нравах и обязанностях знати, или О шахматной игре», XIII век
Якобус Цессолес, «Книга о нравах и обязанностях знати, или О шахматной игре», XIII век

5. Наконец, таланты правителя сравнивались с навыками игрока в шахматы и игру делали символом мудрости

В рыцарских романах тех времен шахматы служат символом придворной культуры, считаются одним из методов аристократического воспоминания. В них редко освещалась игра в шахматы, чаще их использовали просто как оружие.

Эпизод из «Истории Рено де Монтобана», где главный герой крушит врагов шахматной доской.
Эпизод из «Истории Рено де Монтобана», где главный герой крушит врагов шахматной доской.

В XIV—XV веках шахматы зачастую упоминались как один из признаков распущенности, греховности людей, играющих в них. Такая символика, например, у шахмат на французском светском витраже неизвестного автора, где шахматы являются символом куртуазного любовного ритуала замужней женщины и рыцаря.

Витраж, около 1450 года
Витраж, около 1450 года

Однако в тоже время был создан ряд изображений на тему борьбы человека и зла - их разделяют на изображения, где за черных играет Смерть и человек борется за свою жизнь, а также на те где его противником является Дьявол и ставкой служит душа. Наиболее известна фреска Альбертуса Пиктора «Смерть, играющая в шахматы» на потолке шведской церкви Тёбю, человек на ней проиграл, что служит намеком на скоротечность жизни.

Альбертус Пиктор, «Смерть, играющая в шахматы», 1480.
Альбертус Пиктор, «Смерть, играющая в шахматы», 1480.

XVI - XVII века

Аноним. Vanitas, около 1650
Аноним. Vanitas, около 1650

В XVII веках началась популярность натюрмортов Vanitas (об этом более подробно рассказано в одном из моих предыдущих текстов), на которых иногда стали изображать шахматы, как и все прочее, в качестве символа пустоты плотского. Кроме этого шахматы в принципе стали появляться на натюрмортах в разном качестве, например в известном своей неоднозначностью «Натюрморте с шахматной доской», в разных трактовках этой картины, шахматы служат или символом осязания, или для подчеркивания противостояния мирского и духовного на картине, поскольку сама игра представляет собой противостояние белого и черного.

Любен Божен, «Натюрморт с шахматной доской», 1630.
Любен Божен, «Натюрморт с шахматной доской», 1630.

Шахматная игра является нетрадиционной символической трактовкой художника Падованино мифа о Марсе и Венере - на его картине «Марс и Венера играют в шахматы» Венера легко побеждает Марса в партии, что показывает победу любви над военной доблестью.

Падованино, «Марс и Венера играют в шахматы», 1630-1640.
Падованино, «Марс и Венера играют в шахматы», 1630-1640.

XVII - XVIII века

Гилберт Чарльз Стюарт, «Портрет мисс Хэти и Мэри Моррис». 1795
Гилберт Чарльз Стюарт, «Портрет мисс Хэти и Мэри Моррис». 1795

В этот временной промежуток шахматы, ранее потерявшие свою популярность у художников, снова стали модным элементом картин, правда в основном второстепенных авторов. Однако именно в это время было создано несколько картин с необычным аллегорическим смыслом шахмат.

Френсис Котс, 1769
Френсис Котс, 1769

Картина Френсиса Котса с названием которое невозможно запомнить целиком - «Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, в Линкольншире, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса» - изображает супружескую пару, закончившую играть в шахматы, муж с жестом изумления встает из-за стола. Изначально изучавшие картину искусствоведы считали что на ней супруга поставила мужу шах и мат, но более современный анализ показал что на шахматной доске только два короля, что является аллегорией на успешный брак - два короля вечно будут кружится вокруг друг друга на доске.

Реми-Фюрси Дескарсен, Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью. 1793.
Реми-Фюрси Дескарсен, Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью. 1793.

Для XVIII века сюжет этой незаконченной (пальцы рук не дорисованы) последней картины казненного во время Французской Революции художника был уникален. На ней доктор поставил шах и мат смерти, согласно надписи под картиной - спас тем самым пациента, однако надпись была сделана уже после смерти художника и искусствоведы считают что на картине смерть пришла к самому доктору. Но забрать его не смогла. Картина хорошо показывает противоречивое отношение роялистски настроенных людей во время революции - с одной стороны они боялись смерти, с другой бравировали насмешками над ней.

XIX век

Шарль Барг, Игра в шахматы на террасе, 1883.
Шарль Барг, Игра в шахматы на террасе, 1883.

В XIX веке шахматы на картинах стали еще более популярны. Появилось немало авторов которые рисовали в основном шахматные произведения - Жун-Луи-Эрнест Месонье, Артуро Риччи, Эжен Бенжамен Фишель. В это время шахматы использовали как фон для поднятия актуальных проблем того времени. Например, на картине Морица Даниэля Оппенгейма «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» подняты вопросы антисемитизма.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону. 1856.
Мориц Даниэль Оппенгейм. Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону. 1856.

В это же время Фридрих Август Морис Ретч создал быстро ставшую крайне известной картину «Шахматисты», изображавшую как молодой человек борется за свою душу в шахматы с Дьяволом, на фоне обеспокоенного тем что у юноши ситуация за доской была плохой ангела-хранителя. Фигурами у Дьявола служат Неверие, Сладострастие, Гордость, Ложь, Праздность и т.д. А со стороны юноши выступают Невинность, Смирение, Надежда, Мир, Истина, Религия.

Фридрих Август Морис Ретч, Шахматисты, 1831.
Фридрих Август Морис Ретч, Шахматисты, 1831.

Эта картина стала настолько популярной что появилось множество ее продолжений, модификаций и карикатур на ее основе. Наиболее известной из них стала карикатура 1865 года на мотив войны Севера и Юга в Америке, сделанная на основе этой картины. На ней изображена битва персонифицированных в виде Дяди Сэма США и Джефферсона Дэвиса в роли Дьявола. В отличии от картины Ретча на карикатуре США победили, у черных остался один заматованный король в виде генерала Роберта Эдварда Ли, а у белых несколько фигур, которые изображают различных военных деятелей северян.

-17

Примерно в это время появились и первые картины русских авторов, изображавшие шахматную игру.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей. 1865.
Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей. 1865.

Особняком стоят картины на которых изображалось католическое духовенство, занятое игрой в шахматы. Такие картины были антиклерикальными, их общий посыл был снять покров тайны с религиозных лиц, запечатлев их за будничными занятиями. На этих картинах были изображены или два священника, играющие друг с другом, или священник и подчеркнуто светский мужчина, или, наконец, священник и обаятельная женщина.

Кардиналы играют в шахматы. 1900.
Кардиналы играют в шахматы. 1900.

XX век

Жан Метценже. Солдат, играющий в шахматы.
Жан Метценже. Солдат, играющий в шахматы.

Популярность игры в двадцатом веке выросла, а соответственно и картин с шахматами стало еще больше. Снова стал популярен натюрморт с шахматами, появились картины с шахматами в стиле кубизма (см. выше), портреты известных шахматистов.

Джон Лавери. Шахматистки. 1929
Джон Лавери. Шахматистки. 1929

В это время начало считаться что шахматы полезны детям благодаря развитию умственных способностей. И стало популярным изображение детей, играющих в шахматы, на таких картинах подчеркивалась раскованность и интеллект их персонажей. Это ярко выражено в картине Лавери «Шахматистки».

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Впереди - много интересного)