На картинах классических художников каждый предмет не случаен, а передает заключенную в картине мысль. И с древних времен на картинах размещают игру в шахматы, зачастую с самыми разными аллегориями.
Средневековые аллегории
В Средневековье понимание принципов работы шахмат было крайне низким. Игру на картинах рисовали в первую очередь как метафору человеческой жизни в разных ее аспектах, но сам процесс игры при этом не вызывал особого интереса у художников. Шахматы появлялись на иллюстрациях к текстам трактатов тех времен, в зависимости от материала и изображали -
- Борьбу грехов с добродетелями. Белые фигуры изображали человеческие достоинства а черные - грехи (например «Нравоучительная шахматная игра Дамы», XV век).
- Поскольку в шахматы играют двое довольно рано появились изображения шахмат как аллегории на любовь (Робине Тестар, «Нравоучительная книга о шахматах любви», XV век).
3. Черно-белую доску ассоциировали с чередованием успехов и неудач в человеческой жизни
4. Шахматные фигуры сравнивали с сословиями в обществе - невзирая на различия, они действуют вместе в общих целях.
5. Наконец, таланты правителя сравнивались с навыками игрока в шахматы и игру делали символом мудрости
В рыцарских романах тех времен шахматы служат символом придворной культуры, считаются одним из методов аристократического воспоминания. В них редко освещалась игра в шахматы, чаще их использовали просто как оружие.
В XIV—XV веках шахматы зачастую упоминались как один из признаков распущенности, греховности людей, играющих в них. Такая символика, например, у шахмат на французском светском витраже неизвестного автора, где шахматы являются символом куртуазного любовного ритуала замужней женщины и рыцаря.
Однако в тоже время был создан ряд изображений на тему борьбы человека и зла - их разделяют на изображения, где за черных играет Смерть и человек борется за свою жизнь, а также на те где его противником является Дьявол и ставкой служит душа. Наиболее известна фреска Альбертуса Пиктора «Смерть, играющая в шахматы» на потолке шведской церкви Тёбю, человек на ней проиграл, что служит намеком на скоротечность жизни.
XVI - XVII века
В XVII веках началась популярность натюрмортов Vanitas (об этом более подробно рассказано в одном из моих предыдущих текстов), на которых иногда стали изображать шахматы, как и все прочее, в качестве символа пустоты плотского. Кроме этого шахматы в принципе стали появляться на натюрмортах в разном качестве, например в известном своей неоднозначностью «Натюрморте с шахматной доской», в разных трактовках этой картины, шахматы служат или символом осязания, или для подчеркивания противостояния мирского и духовного на картине, поскольку сама игра представляет собой противостояние белого и черного.
Шахматная игра является нетрадиционной символической трактовкой художника Падованино мифа о Марсе и Венере - на его картине «Марс и Венера играют в шахматы» Венера легко побеждает Марса в партии, что показывает победу любви над военной доблестью.
XVII - XVIII века
В этот временной промежуток шахматы, ранее потерявшие свою популярность у художников, снова стали модным элементом картин, правда в основном второстепенных авторов. Однако именно в это время было создано несколько картин с необычным аллегорическим смыслом шахмат.
Картина Френсиса Котса с названием которое невозможно запомнить целиком - «Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, в Линкольншире, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса» - изображает супружескую пару, закончившую играть в шахматы, муж с жестом изумления встает из-за стола. Изначально изучавшие картину искусствоведы считали что на ней супруга поставила мужу шах и мат, но более современный анализ показал что на шахматной доске только два короля, что является аллегорией на успешный брак - два короля вечно будут кружится вокруг друг друга на доске.
Для XVIII века сюжет этой незаконченной (пальцы рук не дорисованы) последней картины казненного во время Французской Революции художника был уникален. На ней доктор поставил шах и мат смерти, согласно надписи под картиной - спас тем самым пациента, однако надпись была сделана уже после смерти художника и искусствоведы считают что на картине смерть пришла к самому доктору. Но забрать его не смогла. Картина хорошо показывает противоречивое отношение роялистски настроенных людей во время революции - с одной стороны они боялись смерти, с другой бравировали насмешками над ней.
XIX век
В XIX веке шахматы на картинах стали еще более популярны. Появилось немало авторов которые рисовали в основном шахматные произведения - Жун-Луи-Эрнест Месонье, Артуро Риччи, Эжен Бенжамен Фишель. В это время шахматы использовали как фон для поднятия актуальных проблем того времени. Например, на картине Морица Даниэля Оппенгейма «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» подняты вопросы антисемитизма.
В это же время Фридрих Август Морис Ретч создал быстро ставшую крайне известной картину «Шахматисты», изображавшую как молодой человек борется за свою душу в шахматы с Дьяволом, на фоне обеспокоенного тем что у юноши ситуация за доской была плохой ангела-хранителя. Фигурами у Дьявола служат Неверие, Сладострастие, Гордость, Ложь, Праздность и т.д. А со стороны юноши выступают Невинность, Смирение, Надежда, Мир, Истина, Религия.
Эта картина стала настолько популярной что появилось множество ее продолжений, модификаций и карикатур на ее основе. Наиболее известной из них стала карикатура 1865 года на мотив войны Севера и Юга в Америке, сделанная на основе этой картины. На ней изображена битва персонифицированных в виде Дяди Сэма США и Джефферсона Дэвиса в роли Дьявола. В отличии от картины Ретча на карикатуре США победили, у черных остался один заматованный король в виде генерала Роберта Эдварда Ли, а у белых несколько фигур, которые изображают различных военных деятелей северян.
Примерно в это время появились и первые картины русских авторов, изображавшие шахматную игру.
Особняком стоят картины на которых изображалось католическое духовенство, занятое игрой в шахматы. Такие картины были антиклерикальными, их общий посыл был снять покров тайны с религиозных лиц, запечатлев их за будничными занятиями. На этих картинах были изображены или два священника, играющие друг с другом, или священник и подчеркнуто светский мужчина, или, наконец, священник и обаятельная женщина.
XX век
Популярность игры в двадцатом веке выросла, а соответственно и картин с шахматами стало еще больше. Снова стал популярен натюрморт с шахматами, появились картины с шахматами в стиле кубизма (см. выше), портреты известных шахматистов.
В это время начало считаться что шахматы полезны детям благодаря развитию умственных способностей. И стало популярным изображение детей, играющих в шахматы, на таких картинах подчеркивалась раскованность и интеллект их персонажей. Это ярко выражено в картине Лавери «Шахматистки».
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Впереди - много интересного)