Найти в Дзене

Электромобили, говорите... А как насчет электровертолета?

Электрокарами и электробусами в наше время никого не удивишь. А как насчет электровертолета? Оказывается, бывают и такие. По крайней мере, «первые ласточки» в этой сфере уже появились. Воочию увидеть электровертолет можно было на авиасалоне МАКС-2019, традиционно прошедшем в подмосковном Жуковском. Там же можно было ознакомиться с моделями электродвигателей, которыми могут оснащаться современные летательные аппараты.

По понятным причинам, в авиации критическое значение имеет не только мощность, но и масса силовой установки. В свое время, именно излишне большой вес паровых двигателей помешал их распространению на летательных аппаратах (хотя такие попытки делались). Аналогичным образом, электроустановки, ранее имевшие довольно большой вес, не говоря про аккумуляторы, не могли использоваться в авиации. Драматическое снижение размеров и массы как электродвигателей, так и аккумуляторов сделало их применение на летательных аппаратах более чем возможным.

Современные электродвигатели имеют компактные размеры и небольшую массу при относительно большой мощности, как, например, показанная на МАКС-2019 разработка Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Н.Н. Жуковского - электрический двигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт.
Современные электродвигатели имеют компактные размеры и небольшую массу при относительно большой мощности, как, например, показанная на МАКС-2019 разработка Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Н.Н. Жуковского - электрический двигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт.

На авиасалоне МАКС-2019 московская фирма «Аэроэлектромаш» представила ряд интересных разработок, выполненных совместно с башкирским ОКБ «Ротор» из г. Кумертау и впервые показанных широкой публике в мае этого года на международной выставке HeliRussia-2019. Основной сферой деятельности АО «Аэроэлектромаш» являются разработка и выпуск авиационного электрооборудования (например, пушечных турелей для вертолетов Ми-28). В 2017 году компания получила статус промышленного комплекса. Легкая и сверхлегкая авиация являются новыми направлениями. ОКБ «Ротор» работает в сфере разработки и выпуска электрооборудования уже около 35 лет.

Пушечные турели для вертолетов Ми-28 создает АО «Аэроэлектромаш»
Пушечные турели для вертолетов Ми-28 создает АО «Аэроэлектромаш»

На стенде АО «Аэроэлектромаш» можно было увидеть образец бесшумного электродвигателя нового поколения для привода воздушных винтов сверхлегкого вертолета VA-115, который отличается от обычных авиадвигателей высокой износоустойчивостью и отсутствием вредных выбросов. Также рядом демонстрировался полноразмерный макет самого вертолета-тренажера VA-115. Он предназначен для обучения летного состава, имеет массу 150 кг, может развивать скорость до 95 км/час и дальность полета до 200 километров.

Электродвигатель ВД 25000 для привода воздушных винтов летательных аппаратов. На заднем плане видны макет вертолета-тренажера VA-115 и первый летный экземпляр сверхлегкого вертолета R-34.
Электродвигатель ВД 25000 для привода воздушных винтов летательных аппаратов. На заднем плане видны макет вертолета-тренажера VA-115 и первый летный экземпляр сверхлегкого вертолета R-34.
Несмотря на скромный вид нового электровертолета, за ним может быть большое будущее. Вот так, например, выглядел один из первых вертолетов Игоря Сикорского. 80 лет назад Игорь Иванович получил летное удостоверение пилота вертолета №1.
Несмотря на скромный вид нового электровертолета, за ним может быть большое будущее. Вот так, например, выглядел один из первых вертолетов Игоря Сикорского. 80 лет назад Игорь Иванович получил летное удостоверение пилота вертолета №1.

Не исключено, что в ближайшем будущем электродвигателем обзаведется и сверхлегкий бесшумный вертолет R-34, разработанный АО «Аэроэлектромаш» совместно с ОКБ «Ротор». Прототип приступил к летным испытаниям в начале 2019 года и впервые был продемонстрирован общественности на выставке HeliRussia-2019 в мае того же года. Пока этот ЛА с массой 280 кг и с максимальным взлетным весом 550 кг оснащен бензиновым двигателем Rotax 915 мощностью 130 л. с. В конструкции применена бесшарнирная подвеска лопастей с композитным торсионом, а также парашютная спасательная система. Максимальная высота полета — 4500 м, заявленная дальность — до 500-600 км, максимальная скорость — 170 км/ч, крейсерская - 110-140 км/ч. Машина способна транспортировать троих человек, включая пилота. Ведутся работы по беспилотному варианту вертолета, а также разрабатывается электродвигатель конкретно под эту машину.

Сверхлегкий бесшумный вертолет R-34 на стенде АО «Аэроэлектромаш» на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском.
Сверхлегкий бесшумный вертолет R-34 на стенде АО «Аэроэлектромаш» на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском.

Ближайшими аналогами R-34 являются легкие вертолеты фирмы Robinson. Новая машина превосходит их в экономичности и уровне шума, а также отличается меньшей ценой. Покупателями аппарата могут выступать частные лица либо чрезвычайные службы и нефтегазовая отрасль (патрулирование трубопроводов, транспорт для сложной местности).

АО «Аэроэлектромаш» разрабатывает электродвигатель нового поколения для воздушных винтов R-34 и других типов ЛА.
АО «Аэроэлектромаш» разрабатывает электродвигатель нового поколения для воздушных винтов R-34 и других типов ЛА.

Видео испытаний первого прототипа сверхлегкого соосного вертолета R-34.