Всё как в жизни, хотя и было 2500 лет назад - главное не правота, а интересы тех, кто главней. Так сложилось, что Сократа посчитали угрозой для своей репутации власть имущие, поэтому дело дошло до суда.
Как обстояло само дело: выражаясь современным языком, Сократ был искусным троллем. Он обнаружил, что без описания проявлений никто не может ему объяснить что такое добродетель, справедливость, мужественность, благо, прекрасное и пр. сами по себе. Пользуясь этим, он доказывал, что уважаемые люди даже не знают о чём они так заботятся.
И оказывается, что со времён древней Греции люди мало чем изменились. Сейчас многим нравится смотреть на ютубе как люди изящно разбирают друг друга на баттлах, как обозревают популярные фильмы, выставляя создателей бездарями, как уличают политиков во лжи и коррупции и пр.
Во времена древней Греции ютуба не было, но у Сократа были свои "подписчики". Они в прямом смысле фолловили его, то есть, следовали за ним. Многим было интересно слушать его разговоры, многие пытались ему подражать.
Соответственно, важным людям, желающим казаться мудрыми и достойными своих постов, было обидно не только за то, что им мешают спокойно наслаждаться лаврами и почётом своей должности, но и за то, что молодёжь перестаёт их уважать и тянется к Сократу.
Это привело к тому, что началось внушение молодым людям с детства о том, что Сократ плохой дядька и что он только и делает, что отвлекает от сути важных вещей своим бесполезным словоблудием.
Так что, в вынесении приговора свою роль сыграло и то, что одни и те же действия мы воспринимаем по-разному в зависимости от человека их совершающего. И вообще, люди верят всему, во что им удобно верить, поэтому отношение к человеку может сыграть главную роль.
Тем не менее, аргументы Сократа заслуживают внимания, преподносил он себя великолепно. Официальное обвинение звучало следующим образом: Он "преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же".
Другими словами, ему вменялось то, что он не признаёт богов и сбивает молодёжь с толку ложными измышлениями, то есть, портит её.
В ответ на это Сократ занял следующую позицию: он, мол, проверял заявление оракула о том, что Сократ самый мудрый. А раз он признаёт слово оракула, да и гениев признаёт тоже (по представлениям греков - гении это дети богов и смертных), значит он признаёт и богов.
Кроме того, в своём характерном стиле, он делал нападки на обвинителей, таких как Мелет, который заявлял, что для него мол важно, чтобы молодые люди делались как можно лучше, а не портились от Сократа.
Учитывая, что Милет признал, что молодых людей делают лучше все благородные члены городского совета и весь город в целом, и только Сократ один портит, что уже звучит абсурдно, Сократ выдал софизм о том, что лошадей портят все, а улучшает кто-то один. Он привёл в пример и другие ремёсла, что звучит убедительно, но, опять же, он противопоставляет себя всем остальным, что навряд ли нравилось людям.
Так же он заявил, что любой человек хотел бы жить рядом с хорошими гражданами, а не с дурными. Соответственно, он бы и сам никогда не хотел портить юношей вокруг, ведь пришлось бы тогда опасаться от них какого-нибудь зла. То есть если Сократ кого-то и портит, то ненамеренно, а значит он не заслуживает суда, а нуждается в научении и наставлениях.
Относительно умения себя преподнести - он заявил, что защищается не ради себя, а ради города, чтобы люди не проглядели какой дар им достался от богов, ведь он подгоняет обленившихся людей к знаниям.
В целом, мне приятно читать работы Платона за мысли, заложенные в них. Как, например, то, что исполняющий своё предназначение в том виде, в каком он в него верит, не убоится смерти. И даже наоборот, побоится остаться в живых трусом, не исполнившим того, что должен.
Как цитату хочу вынести из Апологии следующее: "Не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной".
Отдельно заметим, как после обвинительного приговора Сократ посчитал справедливым назначить себе даровой обед в Пританее, каким потчевали олимпийских чемпионов. Представляю, как возмутительно это звучало для людей, убеждённых, что Сократ преступно сбивает молодёжь с "правильного" пути своими бесполезными философствованиями.
Забавно, что при этом он говорит актуальный аргумент и для нашего времени. Все поймут сами: "лучший способ самозащиты от порицаний за то, что вы живёте неправильно, это не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше".
Вот такой интересный кусок из диалогов. Подписывайтесь на канал, если Вам понравился формат. В любом случае, я делаю эти заметки для себя, чтобы держать понравившееся ближе к сердцу. Если кому-то это так же интересно, мне будет приятно. Оставляйте свои комментарии, если есть.