Не зря говорят: «Жизнь длинная земля круглая, авось, где- нибудь и пересечемся».
В середине 70-х годов в своем селе мы знали наших районных гаишников в лицо и по именам. А чего их не знать. Наш участок курировали двое. Это были Слава У. и Ренат В.
Что можно сказать про них? По каким-то своим графикам они, время от времени приезжали к нам село, гоняли бесправных мотоциклистов, мопедистов, в общем, занимались своей работой и ловили нарушителей ПДД.
Сказать, что они слишком лютовали – нельзя, но встречаться с ними лишний раз никому не хотелось. Но, как я считаю, меру они знали. Сравнивать есть с чем.
После их ухода на нашем участке появился ретивый гаишник. Он мог приехать в поле и проверить документы у механизаторов, работающих в борозде.
Ну какому гаишнику, скажите, хватит ума приехать в поле, остановить работающий на пашне гусеничный трактор и проверить у механизатора документы на право управления?
Однако нашелся!
Нет, формально, он, конечно, был прав. Документы всегда должны быть при тебе. Но в мое время тракторы, если не работали в две смены, оставлялись в поле на ночь и не было опасения, что с него сольют дизтопливо или что-то открутят, а то и вовсе угонят. Другие были времена. А нас до места работы и домой довозил на автомобиле бригадир или механик.
Брать же с собой документы было чревато. Поэтому, традиционно, те, кто работал в поле на гусеничных тракторах, никогда их не брали с собой. Права легко можно было выронить, замызгать в масле, испортить. В общем, работа была грязная и пыльная, и причин не брать их с собой было много. Кто работал, тот меня поймет.
Но это так, вступление.
Главным героем нашего повествования является Ренат В.. Узнал я ее совершенно случайно.
Довелось мне в начале нынешнего века поработать в такси. Диспетчером у нас была молодая шебутная девчонка по имени Юля. Фамилия у нее была та же самая, что и у Рената В., но я до поры до времени не придавал этому значения, однофамильцев много.
Там-то я и услышал от Юли историю про своего отца-гаишника. Произошла она в начале 80-х.
Зимой было дело. Как Ренат оказался в этой отдаленной от райцентра деревушки, я сейчас сказать не могу. Может, дежурил, может, приезжал с какими-то профилактическими мероприятиями, да мало ли дел у представителя ГАИ может быть.
В тот день он был один. Зимние дни короткие, темнеет рано и домой Ренат на своей «жучке» отправился уже по сумеркам. Он отъехал от деревеньки всего пару-тройку километров, как, внезапно, двигатель его авто заработал с перебоями, а потом и вовсе заглох.
Это сейчас вопрос можно было решить гораздо проще. Достал мобильник, набрал нужный номер, и помощь к тебе мчит на всех парах. Но тогда было время, когда и телефоны то в деревне были только у председателя колхоза, на почте, да в медпункте, если таковой имелся в деревне.
Ночь, мороз крепчает, одет легко, а транспорт по этой дороге ходит с интенсивностью в полторы единицы за сутки. Двигатель не запускался, а на таком морозе искать неисправность проблематично.
Искру проверил - есть, а в карбюратор лезть уже и смысла то не было.. Начинало завьюживать. Приятного в этой ситуации было мало, да что там говорить, она была критической.
Спасение было только в стороне деревни, и Ренат двинулся в ее направлении, а точнее, побежал, так как продрог уже довольно основательно. Когда добрался до деревни, уже и говорить-то мог с трудом.
Постучался в крайний дом с гаражом. На стук вышел хозяин и, узнав о ситуации, произнес только одно слово: «Сейчас».
Вскоре Ренат вместе с хозяином дома ехал на «москвиче» в сторону, откуда он только что прибыл. «Москвич», машина конечно, не жаркая, но по сравнению с тем, что творилось за ее бортом, это были просто Сочи. Так что, наш гаишник более-менее, пока они добрались до места, отогрелся.
Надо было поторапливаться. Мелкая поземка уже начала переметать грейдер, а «москвич» не тот автомобиль, что предназначен для буксировки других транспортных средств, тем более по сугробам.
Обратный путь не был легким. В салоне автомобиля выстыло, и температура сравнялась с уличной. От дыхания затягивало лобовое стекло и всю дорогу пришлось его оттирать перчаткой, чтобы хоть что-то увидеть. Так что, когда добрались до деревни, Ренат уже вновь продрог до костей.
Он попросил дотащить автомобиль до МТМ, где рассчитывал переждать непогоду, разобраться с неисправностью, а главное, отогреться и найти ночлег в сторожке «ночного директора».
Однако хозяин, видя его состояние, просто подтащил автомобиль Рената к своему двору и завел бедолагу в дом. Ренат особо и не упирался, так как, замерз окончательно.
Дом встретил их теплотой, уютом и приветливой хозяйкой. Его тут же усадили за стол, налили в тарелку наваристого борща, а для профилактики, видя его состояние, налили полный двухсотграммовый стакан чистой как слеза, деревенской самогонки.
Жизнь налаживалась. За окном разгулялась пурга, но все уже было позади. Ренат, сытый и разомлевший, сидел за столом и пил с хозяином чай.
А потом тот совершенно неожиданно произнес слова, от которых наш герой едва не сгорел со стыда: «Знаешь, а я ведь тебя сразу узнал. Пять лет назад ты меня прав лишал».
История умалчивает, за что было лишение. Причин множество, но суть не в этом.
Как рассказывал Ренат: «Я готов был под землю провалиться от стыда». Так стыдно и неловко ему не было еще никогда.
Что стоило хозяину, узнав гаишника, вспомнив старую обиду, сказать, что машина неисправна, или нет бензина, или еще чего. Отговорок можно было найти мильон и отправить Рената дальше по деревне или в МТМ в поисках помощи. Ведь физический закон «угол падения равен углу отражения», часто действует и в жизни, но в этот раз он дал сбой.
А он, не долго думая, пришел на помощь, запустил свой «москвичок», да еще и на ночлег почти незнакомого человека устроил. Вот она широта настоящей человеческой души – забыв про все обиды прийти человеку на помощь.
Все закончилось, конечно же, благополучно. Стало ли это жизненным уроком для Рената, или нет, я не знаю. Но такое запоминается на всю жизнь. Оно и запомнилось. А я про этот поучительный случай узнал от его дочери Юлии.