Работать, а особенно управлять большим коллективом в отсутствие доверия между начальником и подчиненными неэффективно, тяжело и неприятно. С другой стороны - доверием, как правило, часто злоупотребляют, а открытость и доверие начальника всем своим подчиненным характеризует его, как слабого и неуверенного в себе руководителя. Работа - не семья, где все близкие заботятся о доверии друг другу. Здесь работают несколько иные правила.
Выполнение рабочих функций подразумевает контроль качества и полноценности исполнения должностных функций каждым специалистом. Но и в рабочем процессе без доверия не обойтись, важной составной частью которого в управлении является доверительность. Это - обусловленная производственной, управленческой необходимостью передача части контрольно-управленческих и исполнительских полномочий от руководителя своим подчиненным.
Классический пример такой доверительности - официальное оформление доверенности кому-то из специалистов представлять интересы руководства или предприятия в судах, в надзорных и иных правоохранительных государственных органах и т.п. Определенной формой деловой доверительности является оформление трудового договора между сотрудником и руководителем компании с подписанием должностной инструкции, корпоративной анкеты, соглашения о конфиденциальности, договоров подряда и иных с контрагентами и деловыми партнерами.
Совсем другое дело - доверие в управлении! Вряд ли босс в большой компании может рассчитывать на доверие своих подчиненных, не оформляя официально с ними трудовые отношения, задерживая выплаты заработной платы или депримируя их по своему усмотрению. Страшнее всего для управления серьезным бизнесом - открытая регулярная демонстрация боссом своего недоверия своим ближайшим соратникам и заместителям - топ-менеджменту своего предприятия.
Это разрушает всю систему подчиненности, бьёт как по авторитету руководства предприятия, так и по имиджу всего дела. В свою очередь, справедливое, обоснованное проверкой наказание провинившегося подчиненного, умение начальника признавать свои ошибки и просчеты, работает на уважение и авторитет руководителя, создает вокруг него атмосферу доверия.
Ржавчина недоверия разрастается на благодатной почве лжи, очковтирательства и предательства. Понимая, что подобные человеческие пороки неистребимы, необходимо в системе управления предприятием предусматривать соответствующие мотивационно-дисциплинарные меры, вводить корпоративные этические требования и способы их контроля (подробно об этом здесь).
Боязнь отдельных специалистов перехвата их ценных идей другими в борьбе за карьеру, преференции или бонусы, либо сокрытие своих ошибок, провалов и низкого профессионализма ведет к закрытию ими своего участка работы от других взаимодействующих служб, а иногда и от руководства, что порождает недоверие коллег, оперативно отражающееся на качестве взаимодействия.
Ещё одним фактором недоверия в коллективе является способ управления руководителя компании - микроменеджмент, когда он сам пытается встревать во все мелочные вопросы, подменяя назначенных для этого им же начальников высшего и среднего звена. Для микроменеджмента характерно, когда руководитель/ исполнительный- генеральный директор исповедуют авторитарный метод управления без опоры на коллегиальное мнение в принятии сложных и ответственных решений.
Проведение совещаний в виде монолога-вещания лидера с единственной целью - накачки подчиненных на страхе, незаслуженное наказание-распекание подчиненных с переходом грани рабочей критики на хамство и личное оскорбление, однозначно убивает любое доверие подчиненных к своему начальнику, а вместе с ним - инициативу, целеустремленность, мотивацию на добросовестный труд.
Наоборот, доверию подчиненных способствуют методы мотивации, создания условия для раскрытия их способностей, доверительности ответственных поручений и функций. О чудесах производительности при стимулировании доверия сотрудников не раз говорили успешные знаменитые бизнесмены нашей современности Стив Джобс, Джек Ма, Марк Цукерберг, Герман Греф. Используя доверительность в управлении, не забывайте о необходимости укрепления общего доверия между руководством и коллективом вашего предприятия, как признаке здоровой Корпоративной культуры!
Для дочитавших - пара анекдотов в тему:
— Ты звонил по телефону горячей линии в свою жилинспекцию, чтобы предложить свой вариант кодекса?
— А это разве не телефон доверия? Я туда позвонил, а мне в трубку сказали:
— Вас беспокоят изменения Жилищного кодекса? Хотите поговорить об этом ?...
Умный муж позволяет своей жене знать, где у него заначка. — Это повышает доверие в семье, женскую самооценку и сохранность ОСНОВНОЙ ЗАНАЧКИ.
До новых доверительных встреч и делитесь доверием вместе с моими постами!
Сергей Русанов.