Вопрос скандальности произведения и реакции критиков. Вопрос взаимозависимости мнения критиков и мнения публики. Вопрос изменения того самого мнения. Какую роль несет общественное мнение в мире искусства? Может ли так случиться, что мнение одного человека предопределит судьбу другого? Или определит путь развития целой вехи живописи.
Давайте поразмыслим над этим. Что есть скандал? Прежде всего резонанс. Реакция людей на нечто, выходящее за рамки их понимания. Пример тому Мане с его "Олимпией" — в XIX веке изображение девушки, занимающейся подобного рода деятельностью, ( да-да, именно), обнаженной и невозмутимой, вызвало огромный резонанс. Еще бы, Эдуару отлично удалось передать гордый взгляд и надменное выражение лица. Она бросала вызов. Немой, но такой дерзкий вызов, что общество того времени не могло его проигнорировать. Примечательно, что Мане сам это понимал. Он хранил картину два года, прежде, чем поддаться на уговоры друзей и показать ее свету.
Дебют состоялся на Парижском салоне 1865 года. Разразился один из самых сильных скандалов в мире искусства XIX века. Мане поносили, критики называли его работы вульгарной пародией на живопись, плевком в глаза публике. Полотно собирало толпы, но лишь для того, чтобы подвергнуться насмешкам и глумлению. Администрации выставки даже пришлось поставить двух вооруженных охранников, чтобы обезопасить работу. Мане называли аморальным, критика лилась отовсюду оглушающим потоком.
Позднее Эдгар Дега, близкий друг Эдуара сказал: "Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди."
Картина подверглась критике и благодаря несвоевременному сюжету, хлестко бьющему по глазам, и революционным приемам живописи, и отчасти, благодаря имени самого Мане. Художника, бросившего вызов. Его порицали, но в итоге "Олимпия" заняла свое место и спустя почти столетие, была признана, как один из грандиознейших примеров живописи конкретно Мане и движения импрессионистов в целом.
Какую же роль здесь сыграли критики? Вопрос неоднозначный, но, как данность, они сделали картине имя, стремительно разнесшееся после первой же выставки. Имя, звенящее вокруг Мане.