Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О достоинстве

Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днём и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги, — что он должен умереть. Вот его главное дело.
Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолётна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина.

Это написал Юдзан Дайдодзи (1636-1730) в трактате "Будосёсинсю" — "Наставление вступающему на путь воина".
Дайдодзи был ронином, самураем без хозяина, и мог позволить себе сменить клан, которому служит. Поэтому он имел возможность смотреть на жизнь самурая отстранённо, а не с позиции конкретного феодального дома. Благодаря такой отстранённости его сочинения сделались популярными у самой широкой аудитории. На руку Дайдодзи играло и то, что он сулил воину долгую счастливую жизнь — в отличие, например, от автора
"Хагакурэ" самурая Дзёте, который учил: "В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть".

Мудрые наставления Дайдодзи касаются нравственных аспектов жизни настоящего мужчины, что также добавляет сочинению значимости и популярности. Современным носителям штанов не мешало бы усвоить кое-какие самурайские нормы.

Если самурай недоволен какими-то поступками своей жены, он должен разумными доводами убедить её согласиться с ним. При этом в пустяках лучше быть терпимым и снисходительным к ней. Но если она ведёт себя плохо, и он считает, что от неё не будет никакой пользы, в исключительных случаях он может развестись с ней и отослать её домой к родителям.
Если же самурай не делает этого и продолжает держать её в своем доме, так что люди обращаются к ней по уважительным именам окусама и камисама, но при этом кричит на неё и поносит её оскорбительными выражениями, он ведёт себя так, как наёмники и чернь, живущие на задворках торговых кварталов, что не подобает самураю-рыцарю.
Ещё менее подобает ему хвататься за меч или грозить жене кулаком — храбрость, на которую осмелится только трус. Ибо девушка, рождённая в самурайском доме и достигшая брачного возраста, никогда, будь она мужчиной, не стала бы терпеть, чтобы кто-нибудь грозил ей кулаками. Лишь потому, что она имела несчастье родиться женщиной, ей остается лить слёзы и мириться с этим.
Храбрый самурай никогда не угрожает тому, кто слабее его. Тот же, кто любит и делает то, что презирает отважный человек, справедливо называется трусом.

Ну, и всем любителям публикаций в интернетах, а особенно комментаторам всех мастей очень кстати пригодится мысль другого уважаемого японца Ямамото Цунэтомо из трактата "Сокрытое в листве":

Хорошо, если в твоих письмах чувствуется спокойная сила. Более того, не забывай то, что сказали священнику Рёдзану, когда он находился в области Камигата: "Когда пишешь письмо, пиши его так, чтобы его не стыдно было повесить на стену".

ССЫЛКА "О Золотом Глазе"
ССЫЛКА "О гранёном"