Трумен Капоте, автор таких бестселлеров, как «Завтрак у Тиффани» (повесть, прославленная в 1961 году экранизацией с Одри Хепберн в главной роли), «Голоса травы», «Другие голоса, другие комнаты», «Призраки в солнечном свете» и другие, входит в число крупнейших американских прозаиков XX века. Самым значительным произведением Капоте многие считают роман «Хладнокровное убийство», основанный на истории реального преступления и раскрывающий природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Книга Капоте, мгновенно ставшая бестселлером, породила особый жанр «романа-репортажа» и открыла путь прозе Нормана Мейлера и Тома Вулфа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Капоте образцом документально-художественной литературы; в списке 100 лучших книг XX века по версии газеты The Guardian «Хладнокровное убийство» заняло 84-ю позицию. Одноименная экранизация Ричарда Брукса, выпущенная сразу после публикации романа Капоте, была номинирована на четыре «Оскара».
ВЕРДИКТ - РЕКОМЕНДОВАНО
ЧТО ХОРОШО:
· Создание законов жанра. Мое внимание к "Хладнокровному убийству" привлекли отзывы прессы на книгу Дейва Каллена "Колумбайн", обзор которой можно найти здесь. В этих отзывах книгу Каллена активно сравнивали с произведением Трумэна Капоте, называя "Хладнокровным убийством" своего времени. Книга Каллена мне очень понравилась, поэтому захотелось, конечно, прочитать и ее предшественника.
После прочтения "Хладнокровного убийства" аналогии становятся очевидны. Капоте, как и написано во всех аннотациях к книге, создал жанр документального детектива или романа-репортажа - беллетризированного рассказа о реально совершенном преступлении. Его нельзя отнести ни к художественной литературе - все-таки сюжет не придуман автором, ни к нон-фикшену - для этого повествование недостаточно строго построено и слишком похоже на роман. И жертвы, и убийцы, и детективы, и второстепенные участники событий, существовавшие в реальности, становятся полноценными персонажами книги - они говорят, чувствуют, думают, мечтают. Автор перескакивает между несколькими пластами: описывает события до преступления, само преступление, мысли, чувства и мотивы преступников, ход расследования, судебный процесс. Самого автора в повествовании нет - он сторонний рассказчик, только в послесловии обращающийся к читателю со своей личной оценкой и раскрывающий свое отношение к произошедшему. Все эти черты перекочевали из "Хладнокровного убийства" в "Колумбайн". Мне лично "Колумбайн" понравился больше, но без книги Капоте книги Каллена бы не было, как не было и других подобных книг, поэтому значение "Хладнокровного убийства" для жанра и для литературы бесспорно.
· Богатый фактический материал. «Хладнокровное убийство» посвящено расследованию убийства семьи Клаттеров 15 ноября 1959 года. При работе над книгой Капоте использовал материалы расследования, собранные ведшим это дело Элвином Дьюи, а также непосредственно беседовал с самими убийцами – Перри Смитом и Ричардом Хикоком. Поэтому повествование наполнено большим количеством деталей – обстановки дома Клаттеров, перемещений преступников со дня убийства до момента их ареста. Очень подробно изложены обстоятельства жизни убийц, в особенности Перри Смита, и предпринята попытка объяснить мотивы совершения преступления. Кроме этого, в книгу включены и некоторые побочные истории – например, история Лоуэлла Ли Эндрюса, а также сделан краткий экскурс в историю и специфику обжалования смертных приговоров и особенности определения невменяемости по уголовным делам. С точки зрения собранного материала книга точно будет интересна любителям истории криминалистики и исторических преступлений.
· Живые герои. Капоте очень по-человечески отнесся к героям своей книги. Он уделил даже второстепенным участникам истории достаточное внимание, чтобы они получились живыми и обладающими собственным характером и чувствами. Читатель может почувствовать боль Бобби Раппа, потерявшего возлюбленную, страх жителей Холкомба, в один момент утративших уверенность в собственной безопасности и доверие друг к другу. Наиболее удались Капоте, конечно, портреты и характеры преступников. Капоте смог удержаться на очень тонкой грани, отделяющей объяснение мотивов преступников от жалости к ним. Из текста прекрасно видно, как по-разному он относился к Перри и Дику – это можно понять, даже не читая спекуляций по поводу личных отношений писателя и Перри Смита. Но нигде в книге нет попытки оправдать действия убийц и нет попытки вывода, что несчастное детство и неудачная юность являются достаточным поводом для совершения преступлений либо единственно возможным вариантом будущего. И автор, в принципе, не ставит под сомнение, что итог жизни Перри и Дика был вполне справедлив.
ЧТО ПЛОХО:
· Некоторая затянутость. У богатой фактической наполненности книги есть обратная сторона. В принципе, путешествия Дика и Перри по Мексике и их обратный путь до Лас Вегаса никак не повлияли на расследование. Следствие до признания Флойда Уэллса практически топталось на месте. Из-за этого получается, что после напряженной первой части и перед захватывающей третьей частью в книге долгое время не происходит никакого существенного развития, и читатель может несколько заскучать.
· Излишняя беллетризированность. Если не знать, что «Хладнокровное убийство» написано на основании реальных событий и по существу не является художественным произведением, то можно подумать, что Капоте написал обычный детектив. У него много бытовых подробностей и много диалогов, иногда настолько детально прописанных, что возникает сомнение, что автор мог их реконструировать на основании каких-то материалов или бесед, и уровень доверия к нему несколько падает. В уже упоминавшейся «Колумбайн» автор использует тот же прием, но все же несколько более аккуратно. Но, повторюсь, не придумай такую манеру повествования Капоте, ее нельзя было бы усовершенствовать.
ВЫВОД: абсолютно знаковое произведение, однако, не свободное от некоторых недостатков, но разве можно придираться к основоположнику жанра?