Найти тему
VarТехник

За что стоит критиковать Т-90?

Оглавление

Т-90 стал в каком-то смысле символом современных бронетанковых войск России, что в общем-то не удивительно. Это один из самых современных и в то же время массовых танков в армии. Он имеет как ряд преимуществ, так и недостатков, что справедливо для любой боевой машины, будь то Южно-Африканский Olifant или американский M1 Abrams,

Производство Т-90.

Танк внешне очень похож на Т-72, что вполне логично, раз уж Т-90 является его глубокой модернизацией. Однако, мало кто знает, что на момент проектирования, индекс Т-90 должен был получить совершенно другой проект, а Т-90 в нынешнем понимании должен был носить имя Т-72БУ. Речь идёт о проектах Объект 187 и Объект 188. Первый являлся глубокой модернизацией и имел весомые отличия. В частности, новую форму лба корпуса с большим габаритом композитной брони, сварную башню и новую пушку 2А66, которая стала «предком» 2А82. Последнюю устанавливают в Т-14 «Армата». Кроме того, Объект 187 предполагали оснастить одним из шести агрегатов от стандартного двигателя Т-72 до экспериментальных ГТД или X-образных двигателя.

Второй же проект – Объект 188 был именно проектом Т-72БУ. Если точнее, то на Т-72 применили динамическую защиту «Контакт-5», оптикоэлетронный комплекс «Штора-1», новейшую на тот момент систему управления огнём. Всё это было характерно для Т-80У, только инженеры старались создать проект модернизации наиболее массового танка на постсоветском пространстве.

Тем не менее, Объект 187 не приняли на вооружение по ряду экономических и производственных причин, а индекс Т-90 присвоили проекту Объект 188. В последствии, танк возымел новый состав композитной брони. Но производство чуть не закрыли в 1999 году. «Руку помощи» протянула Индия, которая закупила 104 танка и Т-90 продолжили выпускать. С 2002 по 2005 год работали над новыми СУО, сварной башней, компоновке бронирования. На данный момент, ситуация с Т-90 весьма интересная. Всего выпустили примерно 2 000-2 500 единиц, из которых около 700-800 в России и 400-500 в полной боевой готовности, а наибольшее количество Т-90 имеет Индия – чуть более 1 000 танков.

Электронные системы.

Т-90 один из самых дешёвых современных танков, а по мнению многих экспертов и просто любителей, танк является чуть ли не лучшим в соотношении цена/качество. Однако в цене 3 миллиона долларов за экспортную версию заказчик получает компромисс – низкая цена, надёжность и простота, взамен на несовершенство электроники и недостаток условий комфорта даже в сравнении с конкурентами.

-5

Те же электронные системы не связаны воедино, что имеет как плюсы, так и минусы. Преимущество в том, что если будет повреждена система оповещения и защиты, СУО останется рабочей. Недостаток в том, что компьютеризированная система не может дать достоверную и легко доступную информацию в режиме реального времени о всём и сразу, что зачастую бывает очень важно, особенно в бою, когда экипаж должен знать, что происходит с его танком.

Если касаться кондиционера, то тут всё тоже не так однозначно. В жарких регионах наличие системы охлаждения очень важно, причём не только для компьютеров, но и для танкистов. Согласитесь – перегрев в 60 градусов в боевом отделении мало кто выдержит, особенно если прибавить адреналин, отсутствие сквозняка и малое внутреннее пространство.

Боезапас.

Т-90 один из самых универсальных танков благодаря номенклатуре снарядов. Серьёзные проблемы могут возникать только с бронебойно-подкалиберными. Основные бронебойные снарядов для 125 мм пушки имеют бронепробитие около 500-550 мм, в то время как современные танки имеют защиту от кинетических снарядов порядка 600 и более мм.

-7

Ещё один недостаток является одновременно и преимуществом, но только в зависимости от ситуации. Речь идёт о расположении снарядов. В СССР, при создании автомата и механизма заряжания руководствовались не быстрой сменой танкистов и полной ликвидацией собственных танков, а статистикой поражения лобовой проекции, согласно которой около 70% снарядов попадает в башню. Если снаряд пробьёт её, то экипаж не будет иметь шанса на выживание, а произойти это могло с большой вероятностью. Так что был сделан вывод – снаряды необходимо расположить как можно ниже.

-8

Это же влечёт и другую проблему… Пламя стремится вверх и при пожаре у экипажа считанные секунды на то, чтобы покинуть танк, а про взрыв говорить вообще не приходится. В наши дни проблема стала только актуальнее, но всё равно большая часть попаданий приходится в башню, даже при учёте высокоточного оружия.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.