Это заключительная статья о будущем школьного образования. Не критика, и не “Похвала глупости”, а рекогносцировка на местности, как говорят военные.
Прежде, чем решить что делать, давайте осмотримся: где мы, как сюда попали и откуда? Определим направление.
Управление обществом происходит именно по “направлениям”. Конкретные тропинки не так важны. Важно не как, а куда.
Согласны?
Давайте быстренько вспомним, о чем мы говорили в 2-х предыдущих статьях.
Факт №1: расслоение образования
Постперестроечное образование из однородно-советского на
- “московское” и
- “остальное”
расслоилось почти мгновенно. Официально это отрицается. Говорят, что в 90-е в силу "объективных причин” образование “просело”, но теперь “ЕГЭ предоставляет всем равные образовательные возможности”.
И деревенскому пареньку, и московской девчонке, дочери колбасного магната на гелендвагене” :)).
Возможности для чего?
Разве сдача ЕГЭ это обучение? Разве дети родителей с разным уровнем дохода и географией проживания имеют равные возможности учиться?
Конечно, есть ещё “единые учебники”: они-то и уравнивают образование :).
Ладно, не будем смеяться над тем, над чем впору плакать.
Но зафиксируем 1-й факт.
Возможности школьного образования разных групп детей различны, как Северный и Южный полюс. То есть очень похожи, но сильно разные.
И произошло это не после введения ЕГЭ, а перед. Введение Единого экзамена закрепило достигнутое другими средствами. Общественно - экономическими.
Факт № 2. Единообученные и “Проактивная статистика”
Введение ЕГЭ законодательно закрепило существовавшее сильнейшее расслоение образования. Звучит как-то странно: единый закрепил расслоение?
Читайте дальше ...
Слишком многие стали замечать, что понимание математики "единообученными" подчиняется какому-то странному, малоизвестному в Природе “двугорбому” закону.
Поэтому организаторам пришлось в срочном порядке вводить в действие если и не артиллерию, то конницу. Или, как я это называю, “Проактивную статистику”. Просто играться с цифрами, к которым никто кроме тебя доступа не имеет, умеет и дурак :)
А вот повысить уровень математического образования … Тут необходимы неординарные решения.
И в 2015 г, такое оригинальное решение было найдено.
ЕГЭ по математике разделили-таки на 2 части. В соответствии с двумя уже существующими социальными группами детей. Это устранило парадокс “ненормально - горбатого распределения” и все пришло в норму. Но в каждой группе - по своему.
Факт № 3. Играем не цифрами, а людьми
Следующий шаг, законодательно закрепляющий существующее неравенство в образовании произошел прямо у нас на глазах.
В 2019 году ввели прямой запрет на сдачу двух уровней ЕГЭ по математике.
Как бы намекнули: "некоторым лучше не соваться". Пока под предлогом, что “Нужно было в школе учиться, а не балду валять.” Грубо, зато кратко.
“К бабке не ходи” или чего ждать дальше?
Я с легкостью предскажу, что скоро наступит зима. Но не знаю, как скоро и насколько лютой она будет. Да и зачем мне это? Достаточно запастись теплыми вещами и просто жить.
В образовании я столь же легко предскажу ближайшие изменения, но не возьмусь говорить о деталях.
Неизбежно и скоро произойдет окончательное расслоение образовательного пространства через введение раздельного обучения разных групп детей.
Уже в средней школы детей будут сортировать на “перспективных” и “остальных”, Но называть это будут как-то иначе, более политкорректно.
- Учить будут некоторых,
- остальным предоставят церковно-приходское “образование”.
О намерениях и целях в образовании
Я не верю, что у Правительства есть цель специально гнобить второсортных. Мне кажется, ему это глубоко параллельно. Ему не важна конкретная тропинка, а важно направление. Так же как "наверху" не интересуются отдельными человеками: важны интересы системы.
А тенденции развития мировой системы вот какие:
- замедление роста мировой экономики,
- искусственный интеллект,
- роботизация,
- старение населения.
- А конкретно у нас еще и темпы развития чуть ниже мировых :)
Столько умных людей стране действительно не нужно. Объективно. Видите - я даже смайлик не поставил, потому что это правда.
В этой ситуации если что и нужно сделать, так это поднять уровень образования в некоторых местах. И это опять не шутка.
Умные люди и грамотные преподаватели в стране есть и всегда будут, хотя и непонятно откуда берутся, глядя на то, сколько уезжает. Их можно находить и собирать в “отдельных местах”.
Если поднять среднюю зарплату в стране в два раза - задача в ближайшие годы невыполнимая, то увеличить зарплату некоторым учителям … да хоть в 10 раз - вообще не вопрос!
А что нам-то делать?
В описанной ситуации есть плюс: умные развитые, энергичные и способные люди нужны.
Нужны они даже больше, чем раньше. Но нужно их меньше.
И задача в том, чтобы попасть в их "квалифицированное меньшинство".
И должно быть ясно, что попасть в меньшинство, проучившись 11 лет с большинством, крайне маловероятно.
Что с этим делать обычному родителю, нам с Вами?
У каждого ситуация своя. Для меня самым разумным выходом оказалось семейное образование. Это и есть мое "отдельное место для квалифицированного меньшинства". Даже зарплату в 10 раз не пришлось поднимать!
Семейное образование решает почти все проблемы. Но есть две новости, плохая и хорошая:
- Приходится сильнее напрягаться.
- Зато меньше расстраиваться.
Есть переходные варианты - с более плотным подключением родителей к обучению ребенка, оставляя его до поры отбывать повинность в школе. Что сильно уменьшает воздействие школы и также сильно повышает шансы на успех.
Конечно, и семейное не дает гарантий: слишком сложен современный мир. И это вторая плохая новость. Но здесь хотя бы все в наших руках ...
Как Вы думаете?
Ставьте лайк, если тема актуальна и подписывайтесь на обновления канала: так легче оставаться в контакте.