В этом году наше экстремальное семейство решило совершить еще одно дерзкое автопутешествие - на Каспий, в Баку, столицу Азербайджана.
Ссылки на Часть 1, Часть 2 и Часть 3 статьи.
2 августа, четверг. Баку - Элиста Кизляр
Затарившись сувенирами, подарками, а главное положительными эмоциями от прекрасного отпуска, мы двинулись в обратный путь. Несмотря на то, что Баку со своей ночной жизнью немного сбило мой график, я все равно запланировал выезд на 3 утра, чтобы пораньше добраться до границы. Нужно было быстренько пройти таможню и ехать к Элисте.
И начало прошло гладко. Я даже почти проскочил приграничный пост ДПС - спрятался за самосвалом, но гаишник меня все-таки узрел и остановил для проверки. На этом посту тормозят всех русских, чтобы вымогать бабки за неоплаченные нарушения на камерах. Но гаец вышел с кислой миной и вернул документы, нарушений на мне не числилось.
Короче к таможне я подъехал в 5 и встал в небольшую очередь перед воротами. Очередь двигалась крайне медленно, а я очень спешил, мечтая пройти границу за 2 или хотя бы за 3 часа. Расстраивался из-за проволочек с оплатой налога, за это время меня обогнало около 10 машин в очереди. Но вся тщетность моих стараний открылась едва я проехал за поворот к выезду с азербайджанского поста.
Очередь стояла до русской границы, в общей сложности машин 50, а на одну машину уходило 5-10 минут. Двигались мы в час по чайной ложке. От безделья я пошел делать панораму местности, заботливые азербайджанцы тут же начали кричать, что снимать нельзя, что меня арестуют и посадят. Но я сделал морду кирпичем и нагло доснимал до конца. Отбирать фотоаппарат никто не прибежал.
Река на границе мне живо напомнила финальную сцену из замечательного отечественного фильма "Паспорт". Может быть ее где-то здесь и снимали?
Оказалось, что пробку создавали нерасторопные действия российской таможни, при мне из азербайджанского фургона выгрузили около 30 тюков наглухо замотанных скотчем. Вокруг тюков водили хоровод 3-4 омоновца в масках и с автоматами наизготовку. Какой-то бакинец на мерседесе (наверное владелец тюков) горячо спорил с таможенниками, те лениво отмахивались от него. Эта деятельность (точнее бездеятельность) блокировала 50% пропускной способности и так небольшого терминала и всем было пофиг на это.
Выехал за ворота я лишь в 11, простояв 6 часов вместо 2 по плану. Но впрочем это не рекорд, отписывались и о 11 часах стояния на этой границе. И это при том, что в 20 км южнее есть второй пропускной пункт, но туда ведет очень плохая дорога, потому все едут через Самур.
Навигатор показал, что в Элисту я приеду в лучшем случае в 9 часов вечера - это если не останавливаться, а останавливаться придется по любому - подошел к концу запас подгузников для дочки, а мы используем меррисы, которые в придорожном магазине не купишь. В общем я достал свой emergency блокнот из сумки, вручил жене и велел прозвонить отели дабы перебронировать номера. В уже проверенном отеле Кизляра нам подтвердили, что номер свободен и можно приезжать. Элиста оказалась в пролете.
Практически каждый путешественник вспоминает в своем рассказе дагестанские АЗС, оно и понятно, многочисленные Луккойлы и Русьнефти у них на каждом углу и каждая старается перещеголять соседскую в яркости и солидности. Ночью их неоновая подсветка слепит не хуже встречных машин с дальним. Когда еще был в Баку я как мог попытался объяснить Джавиду причину подобных особенностей: "В Дагестане идет нефтепровод Баку - Новороссийск, и каждый уважающий себя дагестанец считает своим долгом сделать врезку в трубу. Но куда нефть девать, кто ее ворованную купит? Потому ее перегоняют в бензин, бензин естественно низкокачественный, везти его в соседние области резона нет, там и своего контрафакта навалом, а продавать у себя не выгодно, все прекрасно знают откуда этот бензин и много не дадут. Вот и получается, что вынужден каждый владелец врезки еще и собственную бензоколонку построить. Местные власти естественно про этот бизнес в курсе, но пресекать его и не подумают - они сами в доле. А Москва закрывает глаза на это все, боясь повторения Чечни. Как бы и волки сыты, и овцы целы!" Но Джавид слабо понял эти особенности, у них все просто, один нефтеперегонный завод, один и тот же бензин на заправках, одна и та же цена на бензин. Они заправляются где придется, вопрос лишь в обслуживании. Например, хороши ABU, Socar, Azpetrol, я сам еще заправлялся пару раз на IST petrol и проблем тоже не заметил. Луку местные не советовали, обсчитывают или недоливают они, я ж писал, что бакинцы чувствительны к таким вещам, стоит раз обмануть и клиент потерян навсегда.
Стоит признать, что тут я лоханулся с расчетом заправок, мне следовало заправить 10-15 литров на Азпетроле у границы, но я этого не сделал и 6 часов стояния с кондиционером на таможне съели мой запас бензина. До Кизляра, где была проверенная заправка Эссо, я почти наверняка не дотягивал, нужно было заправиться где-то по дороге. И ближе к Махачкале я стал выискивать вдоль дороги заправки, где много машин, чтобы обезопасить себя от некачественного бензина. Но все заправки как назло были пустыми, 1-2 машины стояли. При этом автомобилей на дорогах была тьма. Где они все заправляются? Я начал подозревать, что моя шутка о том, что все дагестанцы имеют в гараже маленький перегонный аппарат и сами себе делают бензин, не далека от истины...
В итоге я наудачу зарулил на заправку с 2-мя машинами, залил 15 литров 95-го и аккуратно поехал, прислушиваясь к двигателю. Не стучат ли клапана? Но вроде повезло, никаких проблем не заметил с топливом.
Махач Дахадаев - человек в честь которого названа Махачкала, революционер, сподвижник Ленина, погиб во время гражданской войны. Тот редкий случай когда название крупного города не изменили после распада СССР, до советских времен он назывался Петровск-Порт в честь как вы уже догадались всеми любимого Петра I. И тут его собака порылась.
Туризму в Махачкале не уделяют особого внимания, конечно пофоткать разок есть чего, но это не Баку, где год нужен, чтобы по всем достопримечательностям покататься. Если в Дагестане и думают о туристах, то только в плане организации пляжного отдыха. Санатории, да отели есть в достаточном количестве.
Кроме фотканья пары мест я поехал в Махачкалу, чтобы купить пачку подгузников, и к своему удивлению нашел их, и по цене даже ниже, чем продают на нашей СП. Оргсбор 12% значит? Ну-ну...
В общем так потихоньку, никуда не торопясь мы доехали до Кизляра и знакомого уже отеля Империя. Где прекрасно поужинали заказанной прямо в номер едой, а я опять взял так понравившийся мне сливочный суп с лососем.
3 августа, пятница. Кизляр-Тамбов
Из-за вчерашнего срыва планов я решил попробовать наверстать упущенное сегодня, но для этого необходимо было поставить новый семейный рекорд по преодоленным за день километрам. Планка поднялась высоко - 1200 км, если мы ее преодолеем значит можно будет ездить на море не за 3, а за 2 дня в пути. Цели амбициозные. Внимательные читатели конечно спросят: почему Тамбов, а не Волгоград? Ответ на поверхности, про Волгоград я уже рассказывал, а вот в Тамбове не был ни разу. Вариантом было поехать также в Саратов, но Тамбов мне почему-то больше приглянулся при первоначальной постройке маршрута.
Опять пришлось выезжать затемно в 3 утра, на выезде из Кизляра меня немного придержали на посту, но распознав типичного русского туриста отпустили восвояси. Пока ехал по ночным дорогам Дагестана вспомнил еще раз бакинцев. Дело в том, что машина была перегружена и даже на ближнем фары слепили встречных. На азербайджанских дорогах мне постоянно моргали, буквально каждый второй считал своим долгом оповестить меня о ярком свете. И я несколько задолбался в ответ на секунду включать дальний, давая понять, что ничего поделать не могу. В Дагестане же мне моргнули лишь пару раз. Все-таки в Баку очень общительные водители).
Есть у степных дорог одна особенность - коровы. Городской житель, особенно нашей лесной зоны, мало знаком с этими рогатыми порождениями природы, и видимо поэтому многие несутся не снижая скорости даже когда очевидно, что стадо собирается пересечь дорогу. Пастухов я ни разу не приметил, коровы предоставлены сами себе, ходят где хотят, как хотят, и я пару раз оказался свидетелем как группа коров без видимых резонов резко подрывалась с места и пересекала дорогу, несмотря на несущиеся машины. Корова весит от 300 до 700 кг, встреча ее с капотом не принесет ничего положительного ни корове, ни машине. В общем я всегда сбрасывал скорость до 40-60 км, если видел коров вблизи дорожного полотна и не понимал людей, которые не делали аналогично. На мой взгляд эти самоходные препятствия, периодически вылезающие на дорогу то здесь, то там, и есть самая большая опасность калмыцко-дагестанских дорог, а вовсе не джигиты на приорах и десятках.
Ничего интересного на дороге до Элисты и даже до Волгограда не происходило, все что запомнилось - это прохождение стационарного поста на границе с Дагестаном, где попросили формально открыть багажник и зарегистрироваться в какой-то там базе. А вот после Волгограда, когда степь осталась позади, стали попадаться места с живописными антуражами. В одном из таких мест мы остановились для фотосессии.
До гостиницы мы добрались лишь в 10 часов вечера, в общей сложности проведя в дороге 19 часов подряд. Я выбрал для ночлега отель Планета Спа, вполне себе приличное заведение, соединенное в единый комплекс с сауной и спа-салоном. Последнее нам не пригодилось, лучше бы традиционно кафе имели при гостинице. А то буфет закрывается рано, в 9 часов, и ужинать пришлось остатками из дневного "сухпайка". Зато душ был теплый, а постель мягкой.
4 августа, суббота. Тамбов-Н. Новгород
В этом году с гостиницами повезло, номер опять оказался достойным, всего лишь с одним минусом - шатающейся душевой кабинкой, таджики схалтурили, не закрепили как положено. Остальное все было на уровне. По случаю недалекого маршрута мы позволили себе хорошенько выспаться, сходить в 8 на завтрак в буфете - ничего особенного, но вполне съедобно и достаточно обильно, на 2 талона наелись все вчетвером.
Тамбов - Моршанск - Шацк - Сасово - Ермишь - Саров - Арзамас - Н. Новгород
Маршрут хорошо знакомый нижегородцам, едущим на Черное море. Но перед стартом мы отправились на прогулку по утреннему Тамбову.
Тамбов не миллионный город - всего-то 300 тыс. жителей, но имеет довольно обширный список достопримечательностей - памятники, церкви, музеи и замечательно оформленная набережная. Вот на нее-то я и нацелился.
Начал осмотр с парка Сочи, парк - это громко сказано, скорее скверик, где уютно расположились фонтан, и пара памятников. Первый монумент посвящен Тамбовскому мужику. Скульптура отсылает к восстанию крестьян в 1920-1921 г. на территории Тамбовской области, восстание естественно было пресечено самым жестоким образом и конечно старательно скрыто властями, так как рабоче-крестьянской партии сие не к лицу.
Удобно то, что многие достопримечательности расположены рядом и несложно обойти их всех за один день, но дня у меня не было, всего пара часов, потому я лишь галопом пробежал по набережной, запечатлев основные моменты. В целом она мне очень понравилось, хотя есть и нарекания - не работал плавучий фонтан на реке Цна. Не люблю когда не работают фонтаны! А так все очень даже здорово: минискульптуры интересные, уточки ходят по берегу, какая-то сумасбродная бабушка ловит рыбу в камышах)) Ну в общем смотрите сами в галерее.
Вскоре мы выдвинулись в последний бросок до Нижнего. В принципе тут уже можно ехать без навигатора по дороге навстречу чуть ли не каждая вторая машина была из 52 региона, трасса практически намоленная)) К сожалению из 5 тыс. км это единственное место где качество дорог удручает, как въезжаешь в Рязанскую область, так начинается, заплатка на заплатке. Но ехать можно, вполне нормальный объезд пробок на федералках как показывает практика.
Где-то под конец плохой дороги, уже на границе с Нижегородской областью, попалась еще одна отрада для фотографа - поле цветущего клевера. А какой медовый аромат там стоял... после кондиционированного воздуха машины ощущение как будто по носу ударили подушкой из теплой сахарной ваты.
И в заключении немного цифр:
Пробег составил 5076 км со средним расходом 7,6 литра, что примерно на 1 литр больше чем в прошлом году. Считаю что этот литр съел автобокс.
Бензин 17558 вышел, но использовалась кешбекная карта с 10% скидки, немного из них я вернул. В прошлом году при том же пробеге затраты были ниже, увы, бензин дорожает.
Поездка заняла 15 дней, из них 6 провели в дороге. Суммарно затраты вышли в пределах 72-77 тр, и это с учетом 20 тр, что мы потратили на подарки и сувениры. Правда родня частенько платила за нас на правах хозяев, плюс бесплатный постой и еда. Так что подарки можно не вычитать.
Предыдущие публикации:
Путешествие без приключений (ну почти). Баку 2018. Часть 1