Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала поговорить о другом: почему этот фильм «выстрелил» в 1979 году? Бывает, что тогдашние «плюсы» оборачиваются последующими «провалами» - это случается с большинством остро-модных кинокартин, связанных с той эпохой, когда их выпускают на экран. Мега-хит может не пройти испытание временем. Проходит пять-десять лет и — ярчайший, прекраснейший воздушный шарик сдувается. А что-то простенькое (с виду) остаётся в истории.
«Пираты XX века» (1979) - отличный пример того, что в СССР могли снимать броские, остросюжетные кино-комиксы. Однодневки-стрелялки. Драки-погони. На излёте 1970-х этого попросту не хватало — нам бесконечно показывали житейские драмы, лирические комедии о разведёнках, производственную тягомотину и что-нибудь про школу — где главгерой противопоставил себя коллективу. Это казалось однообразно-серым и обыденным, хотя, вот эти - «скучные» фильмы сейчас куда как интереснее, чем «Пираты...»
Но тогда... Хотелось приключений и ветра. А само слово «пираты» подразумевало встречу с жестокой романтикой. С противостоянием. С поножовщиной. Не хотелось никакой дидактики — её было так много в советской жизни — культурной, социальной, политической — что нравились боевики. Помните, что сделалось наиболее востребованным, когда открылись видео-прокаты? Именно пустые киношки с участием каратистов и мастеров кунг-фу. Метание ножей и топориков. Раскроенные черепа и оторванные руки «плохих парней». И - победа хороших.
В кинофильме нет полутонов - есть Добро и Зло. При том - Добро не скромное-помятое, а привлекательное. Дефицит развлекательных фабул — вот причина бешеной популярности «Пиратов...», ставших бледной копией уже к началу видео-эпохи. Есть ли смысл наблюдать за подражанием, если есть настоящий Чак Норрис? Или, там, Брюс Ли. Или Джеки Чан. При том, что наш фильм — эмоционально богаче и сюжетно круче большинства западных боевиков. Так вот! А сейчас — переизбыток этого добра — как голливудского, так и российского. В кино, по телевизору, на ЮТубе, да где угодно.
Зрелищность давным-давно приелась, как надоедает жевательная резинка — такая вкусная вначале и столь бесполезная через десять минут. В позднем СССР был настоящий культ жвачек — сейчас они вообще не вызывают интереса. Так и приключенческий синематограф сорокалетней давности. Вот всякие слезливые драмы и наивные комедии — вне времени, а потому — всем до сих пор нравится рассуждать на тему: «Бросит ли Катя Гошу?» и «Останется ли доктор Лукашин с Надей?» Знали бы мы тогда...
Zina Korzina (c)