Необходимым условием спасения души считалось тщательное соблюдение привычных обрядов
Начало Раскола
В 1653 году, в Великий Пост, вся православная Москва была потрясена приказом патриарха Никона: креститься не двумя, как испокон веков повелось на Руси, а тремя пальцами, «щепотью».
А потом начались и другие соблазны, идущие с высоты патриаршего престола. Было велено крестные ходы вокруг храмов вести не посолонь, или по ходу часовой стрелки, а противосолонь; возглашать аллилуйю не два, а три раза; но самое главное – священное имя Исус писать и произносить: «Иисус».
И началась на Руси великая, невиданная до сих пор церковная Смута…
Хула на имя Господа
Для средневековых людей тёмным оставалось содержание большей части Священного Писания. Существо религии выражалось в обрядах. Именно они считались спасительными для души. Правильное исполнение обрядов было необходимым условием спасения души, а малейшее отступление от них воспринималось как кощунство.
Если русские люди на протяжении веков спасались старым обрядом, то как было теперь относиться к ним, когда старый обряд был объявлен неправильным? Неужели все они, и святые тех времён тоже, горели в аду? Быть того не могло! Для религиозного сознания логичнее было предположить, что сейчас настали давно предсказанные последние времена, и в руководство церкви пробрался Антихрист – он-то и соблазняет людей неслыханными богохульными новшествами.
Церковная реформа совпала с тяжёлыми изменениями в жизни русского народа. Середина 17 века – рост цен, установление крепостного права, тяжёлая война с Польшей из-за Украины. Привычный порядок пошатнулся, жить стало намного хуже. Всё складывалось одно к одному в картину пришествия Антихриста. Ну, а если посягнули на святую церковь – значит, и вправду начинается светопреставление.
Обрушившаяся на Москву сразу же после начала никоновской реформы чума в 1654 году, от которой вымерло больше половины населения русской столицы, воспринималась как кара Божья за непотребные нововведения, за хулу на имя Господа нашего Исуса – с одним «И»!
Ну а самое главное, почему церковные новшества встретили такое противодействие – они вводились жёстким приказом, без всяких объяснений и убеждений. Патриарх Никон и его сторонники исходили из того, что верующие обязаны без тени сомнения, беспрекословно подчиняться любым указаниям церковных властей. Этого русские люди, жившие по совести, принять не могли.