Информационные экраны у дорог: подсказки или отвлекалки?
Безусловно, такие экраны выполняют важную роль, ради которой они тут и вывешиваются: информируют )) Но мне хочется выделить еще такую их анти-роль, как отвлечение внимания водителя от дороги и разных ситуаций на ней.
Причем ведь экраны разные бывают.
1. Одно дело, когда экран небольшой и, что называется, по делу:
· впереди – населенный пункт такой-то;
· участок дороги такой-то будет закрыт в такое-то время;
· объезд – там-то.
2. Несколько другое дело, когда экран не очень мал по размерам и размыт по содержанию:
· грядет такое-то событие, подробности о нем читайте на сайте таком-то.
Оно, вроде, и надо проинформировать водителя о важном событии, которое может коснуться его лично.
Но вот едет такой шофер по трассе. Впереди – транспорт, позади – транспорт, по бокам – транспорт. А еще возможные пешеходы, которые в любой момент могут перебежать дорогу в неположенном месте. Добавим сюда массу возможных дефектов дороги, за которыми надо следить… и кучу знаков ПДД, которые надо отслеживать и соблюдать… Да надо ли объяснять водителю, сколько ВСЕГО он должен отслеживать на дороге! И при этом надо еще дополнительно отслеживать все информационные щиты?!?
Есть такой анекдот. Вечный проказник Вовочка подглядел, как родители занимаются сексом, и возмущенно говорит: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!!»
А с информационными экранами – примерно так же: и эти люди запрещают нам разговаривать по мобильному телефону во время движения и настаивают, чтобы мы сосредоточивались только на дороге!
· есть такое-то правило ПДД, давайте его соблюдать. Ребят, вы уверены, что, если водитель будет отвлекаться на дороге на щиты с напоминалками ПДД, он все правила ПДД сможет собственно в движении соблюдать?..
3. И совсем другое дело, когда информационный экран – это целая запись. Длинная такая, информативно насыщенная и порой даже с излишними словами, которых можно избежать:
· погода в городе – такая-то (и подробные выкладки с температурой, давлением и проч., проч., проч.);
· предстоят такие-то праздничные мероприятия. Ладно бы – просто предупредили кратко: мол, в такое-то время движение там-то будет ограничено. А уж о причинах водитель, если захочет, сам прочитает в инете. Так нет, пишут подробно, иной раз чуть ли не поздравления оформляют на все тех же экранах.
Так и хочется спросить авторов-создателей таких надписей и экранов: ребят, вы издеваетесь? Или вы считаете, что движение водителя по дороге – это примерно то же самое, что интернет-коммуникации?
Типа, едешь ты такой по дороге, справа – монстр, бац, убил… слева – красотка, пух – добавил в список «багаж на вечер»… прямо – информационный экран из нескольких предложений, пуф – прочитал, сохранил, лайкнул, комментнул…
Итак, вывод. Предлагаю:
1) в ГОСТах строго прописать число знаков, которые могут быть на информационных экранах. Допустим, не: «Движение в Москве по состоянию на 11.59 – 5 баллов. Информирование по данным ЦОДД», а: «Движение в Москве в 11.59 – 5 баллов». Итак ясно, что источник используется официальный. А 3 слова «по состоянию на» совершенно безболезненно можно заменить на одну-единственную букву: В;
2) строго запретить на информационных экранах размещать рекламу, в том числе косвенную (например, незатейливое упоминание названий сайтов).
И строго отграничить по оформлению и прочим показателям (чтобы можно было на скорости быстро и четко различить) инфо-экраны и рекламные банеры.
Вот я вижу, что впереди – рекламный банер, и мое личное дело – читать его или нет; но информационный экран, как правило, все-таки читать надо. Когда мы оформляем банеры и экраны одинаково (часть четвертая ГК РФ называет это «сходство до степени смешения»), мы тем самым подталкиваем водителей обязательно рекламу проглядывать. А если водитель неопытный или ситуация на дороге очень сложная – простое прочтение рекламы может запросто привести к аварии;
3) запретить указывать на экранах ссылки на сайты (извините, но многие водители, увидев ссылку, автоматически тянутся к телефону, чтобы найти указанный сайт, а это чревато авариями);
4) делать размер надписи большим, позволяющим водителю не тратить время и усилия на то, чтобы приглядеться, тем самым отвлекаясь от дороги;
5) запретить использовать или ограничить в размерах экраны с культурными записями вроде «Красивые улицы навсегда!». Мы все рады, что город как-то там украшают... но давайте радоваться в более подходящих условиях.