Согласно биоэнергетической идее Александра Лоуэна, гнев (являясь как и любая другая эмоция энергией) направлен на восстановление целостности организма, потерявшего эту самую целостность в следствии нападения или оскорбления.
Метафорически можно представить этот процесс, как если вдавить в мяч кулак. Внутри мяча появится бОльшее напряжение, направленное на стенки, в необходимости вернуть изначальную форму.
Выпуск энергии этого внутреннего сопротивления давлению извне - проявление гнева, раздражения, протеста - восстанавливает равновесие и целостность организма и всей энергетической системы человека.
Второй вариант, свойственный исключительно человеческим существам, направление и удерживание этого давления на себя самого - переживанием вины или стыда.
Так или иначе, появляется интересный вопрос. Что считать "нападением или оскорблением?"
Кому-то слышать "ты эгоист" непереносимо, человек начинает злиться и воевать, а кто-то спокойно с этим согласится "Да, я в первую очередь думаю о себе". Чью-то целостность чужое опаздание, нестыковки, безразличие, критика не нарушат, а кто-то сильно разгневается, тем самым проявляя, что происходящее травмирует его личность, является болезненным, переживаемым как личное оскорбление.
И тогда много гнева, критики и защит там, где тот самый мяч, внутренняя структура человека слишком мягкая, легко деформируемая, без четких границ, с сильными импульсами отреагирования, свойственными детям.
Реальность ранит эту детскую часть, так как взрослая часть слишком слаба, нет достаточного "каркаса" выдерживать непредсказуемость жизни, не размывать границу, не переживать нападение, идентифицируя внешние неприятности с собой, как центром бытия (люди-государство-коллектив-партнер хотят мне навредить, меня не уважают опаздывая, меня рушат, если что-то не предоставляют, непослушание ребенка - личный вызов именно мне ).
Любое малейшее внешнее напряжение тут же ведет к увеличению напряжения внутреннего, ставит под угрозу ту самую целостность.
Частый гнев, собственно как и вина, могут быть хорошими маркерами того, как у меня с уверенностью в себе, с принятием своих теневых частей, самоидентификацией, доверием и зрелым видением неидеальности себя и мира.
Психолог Татьяна Фишер (Фирсова)