Рассмотрим простые методы проверки фэйков и научимся быстро отличать липовые новости от подлинной информации.
Большой, если не подавляющий объем, резонансной информации в медиаресурсах, не является достоверной. Причин множество - пропагандистская деятельность, недобросовестность журналистов, приукрашивающих факты для большего эффекта, а также попросту использование некорректных переводов, не проверенных источников и некомпетентность журналистов.
В итоге мы имеем сотни статей, фотографий и видеороликов, искажающих действительность, которые ежедневно заполоняют новостные ленты. Как распознать фейк, если мы выбираем контент для размещения в соцсетях или для других целей, и нам важно, чтобы вся информация была подлинной и достоверной?
«Фото-фейки»
Фотографии наиболее часто используются для создания информационных искажений. В графическом редакторе очень просто сделать коллаж из нескольких снимков, изменяя события, время года/дня и перечень действующих лиц до неузнаваемости. Подретушировать мелкие детали (логотипы, к примеру) вообще проще-простого.
Для поверхностного поиска источника фотографии можно использовать поиск в гугл, для этого правой кнопкой мыши нужно кликнуть по изображению, а затем перейти по вкладке «Найти это изображение в Google». Вы найдете первоисточник картинки. Если же фото не просто вырвано из контекста, а изменено, то по аналогии можно выполнить поиск похожих изображений. В ряде браузеров функцию поиска похожих фото играет плагин «Who stole my pictures».
Видеоролики
Для проверки видео старайтесь сразу найти источник на видеохостинге, например, YouTube. Проверьте дату заливки ролика (часто в недостоверных новостях используют старые ролики или их фрагменты, которые не связаны с происшествием вовсе, зато позволяют смонтировать сюжет без особых затрат времени и сил). Читайте комментарии под видео, если ролик старый или измененный, то возможно какой-то зритель уже нашел источник и разместил на него ссылку.
Статьи
Работа с источниками – основная деталь вашего «расследования». Проверьте, на кого ссылается автор статьи. Если это просто какие-то «британские ученые», то верить не стоит. Если речь идет о научной статье или анонсе открытия, то должны даваться указания фамилий и имен ученых. В интернете легко найти упоминания научных работ на сайтах институтов, а также обнаружить патенты. Если ученый по мнению журналистов открыл жизнь на Марсе, а при этом имеет всего две публикации и то о пиломатериалах, то стоит усомниться в подлинности новости.
Тоже касается с фейками коммерческой тематики: информация «о слияниях и поглощениях» далеко не всегда инсадерская, чаще журналисты перепечатывают статьи старших коллег из американских газет или же пресс-релизы с официальных сайтов компаний. За пару минут можно найти первоисточник практически любой публикации. Если не находитесь, то спросите себя, может ли автор искомой статьи сам провести полноценное журналистское расследование, есть ли у него достаточно связей и ресурсов? Скорее всего, рядовой блогер или же сотрудник небольшого интернет-журнала с этим не справится чисто технически.
Проверяйте информацию перед публикацией на достоверность. Именно актуальный и правдивый контент привлекает пользователей при высокой конкуренции. Помните, что даже один фейк может разрушить доверие ваших подписчиков.