Найти тему
Мир Танков

Уникальную самоходку и необычный Т-34 показали под Москвой

Оглавление

Уникальную самоходку и необычный Т-34 показали под Москвой

Редкие танки и САУ, как правило хранятся в музеях. Но есть и исключения — частные коллекции, где можно встретить поистине уникальные образцы боевой техники. Нам повезло побывать на «Моторах войны» — фестивале, объединившем поклонников техники военных лет. Некоторые из этих машин на ходу существуют в единственном экземпляре. Например, Т-34-76 довоенного выпуска и истребитель танков ИСУ-122. СУ-85 в мире на ходу всего две, причём обе в России. Одна из них приехала на фестиваль.

Что общего между Т-26 и BMW 7-series

Большинство танков, представленных на фестивале «Моторы войны», восстановил Вадим Елистратов. Техника Второй мировой войны стала для него увлечением всей в жизни.

— В семье у меня есть профессиональные военные, хотя и не танкисты, — рассказывает Вадим Михайлович. — Поэтому армейская тема для меня близка. С детства любимыми игрушками были танки: пластмассовые сборные модели, которые я с удовольствием склеивал, и металлические — сломать такие было непросто (улыбается).

Знакомство с настоящими танками времён войны началось много лет назад с работы добровольцем в танковом музее в подмосковной Кубинке. А первым самостоятельным проектом стала постановка на ход музейного лёгкого танка Т-26. К слову, он до сих пор участвует в исторических реконструкциях.

Но если тот танк был полностью комплектный, за исключением двигателя, то приехавший на «Моторы войны» 26-й пришлось собирать буквально по фрагментам.

Примерно половина деталей корпуса, башни, ходовой части, необходимых для восстановления, нашлись в одном месте и явно принадлежали одной машине. Этот танк воевал на Ленинградском фронте, был подбит и затем разрушен внутренним взрывом. Недостающие детали собирали с помощью поисковых отрядов ещё не один год.

В итоге танк по корпусу, башне и ходовой части удалось собрать почти полностью оригинальный. Из новодела только один натяжитель ленивца, один балансир подвески, а также двухступенчатые бортовые редукторы, которые делались на заказ, причём вторая ступень полностью идентична конструкции бортредуктора Т-26. Поэтому, если получится найти оригинальную трансмиссию, она встанет на своё место без проблем.

-2

Пока же на Т-26 используется главная передача от гусеничного транспортёра-снегоболотохода ГАЗ-71. Двигатель поставили от «семёрки» BMW E32 — 3,5-литровый бензиновый мотор хорошо поместился в двигательный отсек танка, спроектированный под мотор с горизонтальным расположением цилиндров, подойдя буквально по миллиметрам.

Изготовленные новые элементы трансмиссии были рассчитаны для установки в машину именно этого мотора, поэтому мощности и крутящего момента двигателя танку вполне хватает. В итоге машина полностью соответствует своему прототипу по ходовым характеристикам.

Нашли на лесозаготовке

Ещё один уникальный экспонат — самоходную установку ИСУ-122 — нашли случайно на лесозаготовках в Карелии. Подобных САУ до конца войны выпустили 1335 единиц, и после снятия с вооружения большинство из них прошли конверсию: переделывались в танковые тягачи, штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты, шасси для пусковых установок. К середине 1960-х многие из этих машин и вовсе пустили на металл, поэтому до недавнего времени в мире не было ни одного ходового экземпляра ИСУ-122.

-3

— Наша САУ была выпущена в ноябре 1944 года, воевала. А после окончания войны её переделали для использования в гражданском хозяйстве, — рассказывает Вадим Елистратов. — Её уникальность в том, что машина поставлена на ход на родном двигателе, таких в мире больше нет. На ИСУ-122 даже установлено оригинальное орудие, правда, без казённой части.

При реставрации нашли затёртый идентификационный номер машины. По нему выяснили, что САУ была выпущена в ноябре 1944 года и находилась в составе частей 1-го Прибалтийского фронта.

Воздушный фильтр рассыпался в труху

Этот Т-34-76 довольно редкий — выпуска весны 1941 года. Большинство из них были уничтожены в первые дни войны, оказавшись в котлах в Беларуси и Украине.

— Кормовую часть этого танка поисковики нашли в болоте. Всё, что было выше уровня топи, по всей видимости, срезали заготовщики и сдали в металлолом, — рассказывает Вадим Елистратов.

-4

В корпусе сохранилась четырёхступенчатая КПП в относительно хорошем состоянии внутренностей, но с сильно корродированными корпусом и приводами переключения передач. Мотора на месте не оказалось, зато рядом обнаружились сорванный с вала двигателя и полностью разрушенный вентилятор охлаждения с главным фрикционом.

Также на кормовой части были пять катков разной степени сохранности, четыре относительно целых узла подвески с пружинами, кормовой лист, кормовые жалюзи, топливные и масляные баки в совершенно убитом состоянии. Воздушные фильтры настолько прогнили, что один из них вообще рассыпался в труху.

Рядом обнаружились подбашенный лист и верхний правый борт корпуса от Т-34, один ранний опорный каток и один ленивец с кривошипом. Учитывая количество находок, возникла идея восстановить танк до ходового состояния, поскольку он не горел. Правда, деталей не хватало.

— Искали даже на пунктах сбора металлолома! Именно там нас ждала невероятная удача: мы нашли пробитый снарядом лобовой лист от раннего Т-34, люк мехвода однозначно от этого листа и верхний левый борт, тоже с двумя пробоинами, — рассказывает Вадим Михайлович. —  К сожалению, выяснить, откуда эти фрагменты попали на пункт сбора металлолома, так и не удалось.

-5

— Снаряд попал в лобовой лист под нижней кромкой открытого люка. Вероятно, танк был на марше или в разведке и попал в засаду, — рассказывает Вадим Елистратов. — Снаряд выбил пробку внутрь танка, а сам рикошетировал вверх, попав в полностью открытый люк с внутренней стороны, оторвав его по сварке и отбросив в сторону. К сожалению, если в этот момент за рычагами находился механик-водитель, он наверняка погиб на месте.

Белорусы подарили три раритетных катка

Лобовой лист машины оснащён дополнительной бронёй. Возможно, экранировку делали в полевых условиях или проводили ремонт пулемётной маски, которую, кстати, часто повреждало снарядами. В пользу полевого ремонта говорят и заваренные боковые смотровые приборы мехвода, для которых, наверное, не нашлось замены.

-6

Самой большой трудностью стал поиск нижней передней части днища танка. Такой детали не было нигде, поэтому в качестве донора в Беларуси приобрели САУ СУ-100.

Машина явно готовилась под разделку на металлолом: бортовые редукторы были вырезаны вместе с кусками брони. После такого восстановить самоходку не представлялось возможным, а вот в качестве донора для нашего проекта она вполне годилась. В комплекте к СУ-100 белорусы подарили реставраторам три ранних катка от Т-34 и несколько траков раннего типа.

-7

В процессе сборки танка пришлось изготавливать детали, которые найти в рабочем состоянии в нужном количестве не получилось бы. Это бандажи катков раннего типа, траки гусениц — широкие, раннего типа, пальцы гусениц и много чего ещё. Общими усилиями уникальную машину удалось поставить на ход.

Моторы войны

Всё время, пока мы находились на фестивале, шёл проливной дождь. Но собравшимся, казалось, погода нисколько не мешала. Звучали военные песни, мелькала форма с треугольниками и кубиками в петлицах, более поздними погонами. Начался день с построения колонны колёсной техники и выезда к мемориалу погибшим во время войны бойцам Красной армии.

-8

Вереницей тянулась техника по уже мирным улицам. Одни проезжавшие мимо автомобили уступали дорогу, другие парковались на обочине, из них выходили люди, фотографировали. Затем были остановка у памятника, цветы, ружейный салют и минута молчания в память о павших. Вот так благодаря энтузиастам хранится история. И мы долго будем помнить, как звучат моторы войны.