.
Чем отличается воспетый философом Владимиром Соловьевым стыд от совести? Почему стыд, как правило , ложен? Если проанализировать чувство стыда и найти его отличие от чувства совести, , чувства стыда вызывают ситуации когда мы оказываемся не в самом выгодном для нас освещении, (при этом без вреда для других), а совесть в нас возникает лишь тогда, когда мы понимаем, что сознательно или несознательно мы причинили вред человеку. Что вызывает стыд? Например, общество узнает о твоей не самой стандартной сексуальной ориентации, (хотя и в рамках этической нормы, то есть, в рамках, в которых ни один из твоих партнеров не пострадал, в виду того что, у него такая же точно ориентация, и ваш контакт был доброволен.) Или, например, Стыд возникает у человека , когда у него публично спадает парик.. Или, когда ты профессор, и путаешь положение Гегеля с положением Шеллинга, или когда ты проиграл на ринге после трех минут столкновения с противником., которого ты превосходил в силе, и технике боя, или, когда ты публично бежал, от какой -то превосходящей тебя силы. Теперь ответьте на такой вопрос, кто-нибудь, от этой ситуации пострадал кроме вас? Никто. Пострадали лишь вы, хотя, если быть точным, пострадал лишь ваш нарциссизм. То есть, ваша любовь к себе потерпела некоторый удар , а вашему образу (на уровне вашего идеального воображения о себе) был нанесен урон. . Подумайте теперь , а стоят ли эти вымышленные муки, вашей души?
И достаточно ли вы любите себя, что бы всю жизнь страдать из-за всякой ерунды, из-за мнения общества? Нужно дать четкий ответ, что не стоит. Более того, социум вообще так устроен, что мальчик из культурной семьи, должен стыдиться за то , что он учится в музыкальной школе, (а не играет в футбол), перед гопником, интеллигент должен стыдиться какого -то жлоба, за то, что он не ругается матом, ( хотя, при этом , сам жлоб стыда за свой мат никогда не испытывает), еврей должен стыдиться русского антисемита, за то, что он еврей., хотя, русскому антисемиту никогда не бывает стыдно за свой антисемитизм. Так просто устроен социум. Стыд (в отличие от чувства совести) либо чувство ханжеское, либо, надуманное, (а не религиозное,), стыдливость, вообще, черта очень многих современных нарциссов., которым станет скорее стыдно, за свои растрепанные волосы, за пятно на пиджаке, или за круги под глазами, а скажем, за нечестные деньги, им стыдно никогда не станет. Разумеется, это ни в коем случае не значит, что человек должен ходить публично растрепанным, или неприглядным.
Не значит это, и то, что людей не должен существовать внутренний тормоз.
Каждый человек должен уважать себя, и потому он должен уважать априори и других, (хотя не сказал бы что наоборот), ибо уважение к себе, должно быть первичным, но оно должно уравновешиваться уважением к другим. Просто в данном очерке, я затрагиваю классические, или, типические ситуации стыда., большинство из которых говорит о ложности стыда, или его надуманности, однако, я не пишу о ситуациях спекуляций на чувстве социального самоуважения каждого человека, которое не позволяет ему опускаться. В конце концов мы - не из стыда опрятно одеваемся, или не ругаемся при детях матом, а из чувства достоинства другого человека, в котором, (или исходя из которого) мы видим и себя.
Хотя , самое высшее достоинство – достоинство в Боге .
Намного большее уважение вызывает не стыд, а самообладание, когда человек, даже в самой неприглядной для себя ситуации ведет себя с достоинством , а не краснеет, или ругается, поскольку, не способность к стыду, а только , самообладание говорит о внутреннем аристократизме., о какой либо достигнутой духовной ступени человека., когда как стыд говорит лишь о личной , социальной ,или о природной уязвимости. Все мы, в той, или иной мере уязвимы, так устроены и люди, и общество. Так устроен современный социум, и цивилизация. Однако, зачем нужно эту особенность человека превращать в достоинство личности?
Стыд это только признак слабости , признак того, что ты заложник положения, и больше ничего.
Признак силы только в самообладании, или в святой отстраненности... Целомудренна, не та, которая выйдя обнаженной из озера будет закрываться перед взглядом незнакомого мужчины, а та, которая выйдет так степенно, что мужчина не решится к ней подойти. Целомудренен лишь такой мужчина, который глаза опустит лишь от задумчивости, перед женщиной, (или, от своей уравновешенности ), а не от стыдливости.
...Теперь давайте разберемся , что такое совесть.
Совесть возникает в ситуации когда мы обидели человека, который заведомо нас слабее, когда воспользовались деньгами человека заведомо нас беднее. Когда могли помочь человеку, (при этом, не очень напрягаясь) , а сами, не помогли, проявив равнодушие, или когда, незаслуженно обидели близкого человека. Наконец, когда бросили животное на улицу, а оно по вашей вине погибло, о чем вы узнали, месяц, или, два, спустя.
Это случаи истинного проявления совести.
Однако, есть и ложная совесть, совесть без вины виноватых , когда мы больше воображаем, что кто то от нас пострадал, (такие случаи хорошо описаны у Достоевского), когда мы приписываем другим переживания, якобы вызванные нами, наконец, когда мы не смогли помочь кому- то потому что просто не получилось. Или, когда мы дали денег нищему, а он купил какой то дряни и отравился . Нельзя, и вряд ли возможно рационализировать совесть, (как хотел того Ницше., тем не менее , во многом, очень правый, в оценке стыда, как стадного , или социального инстинкта. ) Но анализировать некоторые ситуации нужно, и даже, порой, необходимо. Например, в вышеприведенном случае с отравлением , человек конечно же должен сделать выводы.
И в следующий раз вести себя осторожнее и разумнее.
Владимир Соловьев конечно ошибался, когда выделяя стыд, писал о нем как об отличительной черте человека, выделяющей его из рода животных, или, из природного порядка его бытия. Это не так, потому что стыд (проявляющийся в приливах крови к лицу) чисто физиологичен, и физичен. Про стыд можно сказать, что это чисто природная черта доставшаяся человеку по наследству, говорящая о том, что человек, сам не будучи природным существом, тем не менее во многом остается в плену природы. Стыд скорее природный рефлекс, чем даже одухотворенный инстинкт (говоря например о материнском, отцовском, или, даже, любовном инстинкте.)
Стыд это нечто природное, но проявимое в культуре, на ступени социума и самосознания.
.Я бы не сказал так же, что желание желания другого человека, отличает человека от животного (как думали Кожев и Лакан.) В конце концов, даже кошка которая прыгает ко мне на колени, так же желает мое желание, (а не просто желает, комфорта. ) Но есть правота в их словах о том, что лишь человеку свойственно желать то, чего в мире нет, и в мире земном невозможно. Это и делает человека существом культурным, способным к искусству.
Если что, по настоящему противоположно стыдливости, это конечно , же скромность.
К примеру, если коснуться национальных характеров, немцы, довольно скромны, (скромность в немцах является их чертой сдержанности) . Но при этом, немцы никогда не были стыдливы, ( поскольку, как считается, у немцев, наименее , выражен стыд тела.) Не стыдливы не только немцы, но , и конечно, немки, даже при большем своем внутреннем консерватизме. Как считается, именно немки загорают на европейских пляжах в откровенных купальниках. Однако, я бы не сказал, что люди стыдливые, непременно, скромны.
Между этими явлениями, нет связи.
Стыд от первородного греха, и потому, свойствен стыд народам Ветхого Завета , (народам семитским) , хотя свойствен стыд и восточным людям, например, в Китае очень распространен стыд. В меньшей мере стыдливость присуща русским людям, но, все таки и она им присуща. Однако, стыдливость не свойственна немцам. Немцам скорее свойственна честность, и совестливость, а так же добросовестность в работе, и некоторый формализм, (что составляет и некоторый плюс, и некоторый минус у немцев.)
В чем отличие скромности от стыда?
Скромность не род застенчивости, а род внутреннего достоинства человека. Если стыд от греха, скромность - от Бога. Стыд возникает из негативной рефлексии сознания обращенного на себя, и я бы даже сказал что стыд есть уязвленный нарциссизм человека, увидевшего вдруг себя извне - во взгляде другого , когда как скромность - это род равновесия , и неуязвимость ни для похвалы, ни для хулы. Лишь скромный знает себе цену, потому он ее и не набивает.
Так, в романтической литературе отважный герой всегда скромен.
Мне в детстве запомнились слова Майн Рида о скромности своего главного героя- ирландца, (кстати, он был сыном священника), конечно я имею в виду знаменитый роман Всадник без головы. Представьте себе что было бы если бы в романтической прозе подчеркивалась не красящая скромность, а стыдливость героя? Такой герой, думаю, не вызвал бы у читателя, любви.
Стыдливость женственна, а чистая скромность – больше мужская черта.
Например, можно сравнить обороты , "Он стыдливо поцеловал ее" , или "Он скромно поцеловал ее". Какая в этих двух примерах большая , противоположная разница. Уже этот пример говорит в пользу скромности, а конечно не стыдливости. В каком поцелуе выражена формула целомудрия?
Разумеется, в скромном, а не в стыдливом...
В завершении этой статьи, я бы сказал, что Христианство реже учит скромности, чаще учит стыдливости, что на мой взгляд плохо, (даже говоря о моем любимом философе Соловьеве , воспевшим стыд как исконно человеческую черту. )
А обычной скромности уделяет намного меньше внимания.
З то, в эпоху СССР нас учили в детстве быть именно скромными, и это было позитивно. В наше время очень мало скромных людей, особенно говоря о знаменитостях .В моем представлении идеальный человек должен быть скромным, но при этом, без стыдливости.
Хотя, допускаю, что это , мой субъективный взгляд.