Открываю третий сезон подборок фильмов по заявкам читателей. Начну со следующего реквеста:
Как насчет подборки самых необычных хорроров? С радостью почитаю.
Сразу оговорюсь, что назвать данную подборку ужастиков САМЫМИ необычными трудно, так как критерий "необычности" достаточно размыт. К примеру, абсолютно все японские, гонконгские, тайские фильмы ужасов для человека, привыкшего к американским и европейским хоррорам будут гарантированно выглядеть необычными. С другой стороны, хоррор - это такой метажанр, в котором попробовали буквально всё: от легкой комедии до действительно больных вещей. Поэтому при составлении подборке я руководствовался следующими критериями:
- сосредоточил внимание только на кино США и Европы;
- особый акцент сделал на жанровой классике;
Как следствие, получилась подборка хорроров, которые можно назвать необычными в историческом контексте (на момент выхода). Назвать в 2019 что-то действительно необычным затрудняюсь.
10 фильмов, не вписывающихся в жанровые шаблоны на момент выхода
Дьявольская кукла (The Devil-Doll), 1936, режиссер - Тод Браунинг
По нынешним временам львиная доля голливудских хорроров 30-х выглядит странно и крипово. Самый странный из них, "Дьявольская кукла", частично эксплуатирующая огромную популярность в 1930-х доктора Франкенштейна. Лайонел Бэрримор играет несправедливо осужденного сбежавшего заключенного, который осваивают технологию уменьшения людей (и не только людей) до размеров кукол с одновременным превращением их в послушных его воле зомби.
Глубокой ночью (Dead of Night), 1945, режиссеры - Альберто Кавальканти, Чарльз Крайтон, Бэзил Дирден, Роберт Хэймер
Выдающийся хоррор-альманах, состоящий из нескольких историй, каждую из которых снял отдельный режиссер. Сейчас всё это напоминает "Сумеречную зону", но в финале фильма саспенс нарастает, из-за чего фильм становится чем-то большим, чем просто жутковатой сказкой на ночь. Кстати, "Глубокой ночью" - один из любимых фильмов Луиса Бунюэля, что дает определенное представление чего именно стоит ожидать.
Зверь с пятью пальцами (The Beast with Five Fingers), 1946, режиссер - Роберт Флори
Классическая история о восставшем из могилы мстительном трупе, с той лишь разницей, что вместо трупа в полной комплектации из могилы восстает его рука. Возможный прародитель субжанра ужасов о конечностях-убийцах, но снятый на полном серьезе.
Мрак (Macabre), 1958, режиссер - Уильям Касл
Уильям Касл - это конечно не Роджер Корман, но он тоже умел очень неплохо снимать дешевое, но впечатляющее кино, которое собирало в прокате достойную кассу. Начинается кино, как история о похищении дочери героя, которую хоронят заживо, а у протагониста есть всего несколько часов, чтобы вычислить где она находится и откопать. Однако, уже к середине становится понятно, что будет резкий поворот сюжета. Для 50-х почти инновационный.
Карнавал душ (Carnival of Souls), 1962, режиссер - Херк Харви
Одна из самых известных и в то же время самых оригинальных историй о призраках в истории американского кино. Во многом потому, что кино откровенно дешевое, снятое вне голливудской системы и , как следствие, избегающее большинства жанровых штампов и конвенций.
Топор для новобрачной (Il rosso segno della follia), 1971, режиссер - Марио Бава
Один из наиболее известных джалло в истории и вместе с тем один из самых необычных. Несмотря на сюрреалистическую природу жанра в финале обычного джалло, как правило, находится маньяк или маньяки с более менее понятной мотивацией. В "Топоре для новобрачной" где-то с середины к джалло добавляется старая-добрая история с привидениями.
Ужасный доктор Файбс (The Abominable Dr. Phibes), 1971, режиссер - Роберт Фуэст
Один из самых необычных фильмов ужасов о серийных убийцах с изощренными планом и способами умерщвления жертв. Кино скорее забавное, чем страшное, но просмотра фанатами жанра достойно.
Видения (Images), 1972, режиссер - Роберт Олтмен
Когда психологический хоррор снимает Роберт Олтмен понятно, что банально не будет. Просто представьте себе фильм по сценарию раннего Полански или Де Пальмы, но снятый винтажным Олтменом.
Вопль (The Shout), 1978, режиссер - Ежи Сколимовски
Когда польский режиссер эмигрирует на Запад, он практически сразу начинает снимать триллеры и хорроры. Так случилось с Романом Полански ("Отвращение", "Ребенок Розмари"), Анджеем Жулавски ("Одержимая"), Валерианом Боровчиком ("Зверь"). Сколимовски из этого ряда не выбивается. Главный аттракцион фильма - харизматичнейший Алан Бэйтс в роли то ли психопата, то ли настоящего колдуна, научившегося убивать криком.
Уличный мусор (Street Trash), 1986, режиссер - Джеймс Муро
Посмотрел этот фильм буквально пару дней назад и до сих пор нахожусь под впечатлением. Когда смотришь фильм Эда Вуда, понимаешь, что он смешон вопреки воле создателей. Когда смотришь фильм студии Troma, понимаешь, что он ровно такой, каким и был задуман. В случае с "Уличным мусором" возникает ощущение, что и то, и другое сосуществует в пределах одного фильма. Режиссерская интонация уникальная.
На случай, если не хватило хорроров или представленные экземпляры оказались недостаточно необычными, могу предложить почитать другие тексты о фильмах ужасов на канале:
Заявки на новые киноподборки принимаются в комментариях под этой публикации. Небольшие уточнения по поводу правил: 1) подборки делаются по жанру, по времени (например, 70-е), по тематике, по настроению, которые могут фильмы вызвать; 2) Слишком специфические подборки и широкие подборки а-ля "все фильмы, где американского президента играл негр" просьба не предлагать; 3) Время на составление подборки, от заявки до готового результата продлено до 3-х недель. Так они скорее всего получатся лучше.