Найти тему
ТЕХ.НИК

Мотоциклы войны. Что в Европе хорошо, то в России смерть.

Немецкий БМВ-Р75, тяжелый армейский мотоцикл времен ВМВ.
Немецкий БМВ-Р75, тяжелый армейский мотоцикл времен ВМВ.

Применение мото техники в армии и в военных действиях, безусловно началось за долго до начала второй мировой войны. Свое боевое крещение мотоциклы приняли на полях Первой мировой войны, а эпизодическое применение в локальных вооруженных конфликтах происходило и ранее. Военным очень приглянулась их мобильность, скорость, не плохая проходимость и безусловно доступность относительно автомобиля. На первых порах мотоциклы использовались главным образом как транспорт посыльного, реже как полноценная боевая единица. Но с развитием техники развивалось и ее боевое применение. На мотоциклы стали устанавливать вооружение и комплектовать ими целые мотострелковые соединения.

Мотоцикл Русской  Императорской Армии времен Первой мировой войны
Мотоцикл Русской Императорской Армии времен Первой мировой войны

Своего апогея развития и применения в войсках мотоциклы достигли к началу Второй мировой войны. Наибольших успехов в этом вопросе добилась немецкая армия, мотоциклы наилучшим образом укладывались в концепцию Блицкрига - молниеносной войны. Немцы одними из первых оценили незаменимые качества мото техники для ведения боевых действий: по мимо жандармерии и мотострелковых соединений мотоциклы использовались различными специальными и диверсионными подразделениями для быстрого прорыва в тыл противника, захвата и удержания различных важных для "Блицкрига" объектов: мостов, переправ и т.п. Этому способствовали все вышеперечисленные качества мото техники, а так же наличие на ней довольно серьезного (на тот момент) вооружения - главным образом пулемета и не малого боезапаса к нему. Представьте вместо того, что бы строить переправы наступающие войска практически маршевыми колоннами преодолевали многочисленные реки по мостам захваченным и удерживаемым мобильными группами. Это сеяло хаус среди отступающих и приводило к большим потерям среди людей и техники. Также мобильные диверсионные группы нередко совершали рейды по тылам уничтожая различные важные объекты инфраструктуры. Молниеносная война шагала по Европе. Одна за другой падали, под натиском немцев, страны.

Восточный фронт. Солдаты "Вермахта" вытаскивают свой мотоцикл из грязи.
Восточный фронт. Солдаты "Вермахта" вытаскивают свой мотоцикл из грязи.

Концепция "Блицкрига" и в частности применения мотоциклов себя полностью оправдывала. Но с началом боевых действий против СССР и она начала давать сбои. В СССР немцев ждало много "неприятных сюрпризов", один из них огромные расстояния и малое количество дорог с твердым покрытием. Это в Европе немцы колесили большей частью по дорогам с твердым покрытием, благодаря чему скорость перемещения за частую играла решающую роль. Грунтовые же дороги после дождей превращались в "жидкое месиво" по которой даже танки перемещались с большим трудом. Мотоциклы же и вовсе вставали. Не способность двигаться сводила на нет все их преимущества и они зачастую становились обузой для войск.

Гусеничный мотоцикл Kleines Kettenkrad (Sd.Kfz. 2)
Гусеничный мотоцикл Kleines Kettenkrad (Sd.Kfz. 2)

Добавим суда суровые зимы с обилием снега. Все это значительно сократило время и возможности применения мото техники немецкой армии в СССР. Конечно немцы пытались частично компенсировать сложившуюся ситуацию гусеничными мотоциклами, но большого распространения они не получили, а главное они не имели тех достоинств которыми обладали колесные мотоциклы в концепции "Блицкрига".

Спасибо. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк.