Вятско-Полянский машиностроительный завод – огромное предприятие оборонного назначения – в результате начавшейся во второй половине 50-х годов конверсии военно-промышленного комплекса вынужден был осваивать гражданскую продукцию. В 1956 году начался выпуск по кооперации некоторых деталей для мотоциклов Ижевского завода: рулей, воздушных фильтров, глушителей, воздушных насосов.
Параллельно с этим на заводе велась подготовка к производству совершенно нового для СССР транспортного средства – мотороллера, серийный выпуск которого начался в 1957 году. Образцом для первой модели, названной «ВП-150 Вятка», послужила популярная итальянская «Веспа 150 GL».
Самая первая «Вятка» развивала максимальную мощность 4,5 л.с. (рабочий объем двигателя 148 куб. см); весила машина 108 кг. Из-за отсутствия на предприятии необходимого оборудования первое время крупногабаритные штампованные детали – облицовки мотороллера и кузов боковой коляски – поставлялись днепропетровским «Южмашзаводом».
Модернизация 1959 года подняла мощность двигателя до 5,5 л.с.; с таким мотором «Вятка» разгонялась до 70 км/ч. Тогда же завод освоил производство грузовых трехколесных модификаций МГ-150 грузоподъемностью 250 кг в нескольких вариантах: с бортовой платформой, фургоном и самосвальным кузовом.
В начале 60-х годов специалисты завода начали работать над заменой ВП-150. Экспериментальный мотороллер В-175 имел удлиненный капот, измененную форму переднего крыла и новый 174-кубовый двигатель, унифицированный по конструкции с моторами ковровского «Завода имени Дегтярева».
Но в серию пошла совершенно другая машина – с новыми исключительно элегантными формами облицовки, промежуточной цепной передачей в трансмиссии (кожух цепи служил одновременно рычагом задней подвески), форсированным до 6 л.с. старым 148-кубовым двигателем и длиннорычажной передней вилкой толкающего типа. Машина потяжелела до 120 кг, максимальная скорость выросла до 75 км/ч. Первые образцы нового мотороллера, получившего индекс ВП-150М, были выпущены в декабре 1965 года.
Очередная модернизация была проведена в 1973 году. Новый мотороллер «Электрон-3» получил форсированный до 7 л.с. двигатель, впервые в СССР оснащенный системой электронного зажигания, измененную форму кожуха фары и указатели поворота. Максимальная скорость машины составила 80 км/ч.
Но 70-е годы стали временем массовой автомобилизации, и интерес к мотороллерам резко упал. Последние «Электроны» были выпущены в августе 1979 года.
Интересное в "МотоМире"
• Эскортный Иж-8.201 "Вега" — одобрен спецслужбами СССР!
• Настоящему "Индейцу" даже на войне ништяк!
• Выбор Красной армии: BMW, Zundapp или М-73?
Дорогие друзья, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей! Спасибо за внимание!
Ждём Вас в нашем музее!