План возрождение проекта самолетов L-610 получил неожиданное развитие.
В конце прошлого года Минпромторг России заявил о программе поддержки региональной авиации. Речь шла о масштабной замене парка самолетов небольших авиакомпаний, в основном это устаревшие, еще советские, Ан-24, выпуск которых завершился десятилетия назад.
В качестве замены этих лайнеров назывались обновленный Ил-114-300 и старый, но еще способный L-610.
Чешская компания Let еще в 1985 году начала работу над этим самолетов, причем заказчиком выступал "Аэрофлот". Модель конструировалась на основе опыта создание предшественника - L-410, который получил прозвище "Чебурашка".
В 1988 году самолет совершил первый полет. Но в виду сложной ситуации в СССР от самолета отказались, а на Западе он не нашел особого признания. Всего было построено 8 экземпляров, а к середине нулевых от производства отказались окончательно. Весь производственный задел был уничтожен.
Казалось бы, что на этом история закончилась. Но сначала Россия выкупает всю документацию и права на L-410, и начинает новое производство. Потом пошли активные разговоры, что и на L-610 было бы неплохо получить все права, раз чехи так охотно идут на контакт.
Сделка состоялась, и к 2023 году планируется начать выпуск новых старых самолетов.
Есть некоторые опасения в целесообразности этого. Самолет явно устарел и будет необходимо его дорабатывать. Изменились требования, изменилась экономика. По сути, есть чертеж планера, но всю начинку необходимо менять, как и сам двигатель, который является очень важной составляющей.
Есть мнение, что L-610 планируют выводить на обширный китайский рынок, что вызывает лично у меня скепсис. Китай хоть и начинает свой путь, как авиастроительная держава, но вряд ли им понадобится 40 летний самолет. Да и никто не мешает подсмотреть технические решения и создать свой продукт, как это часто бывает.
Да, L-610 занимает другую нишу, чем Ил-114-300, но это не помешает ему стать конкурентом российского самолета. Можно поверить аргументам, что это два разных лайнера и выполняют разные задачи, но у России на данный момент не так много производственных мощностей, чтобы выпускать в достаточном количестве оба самолета.
Покупка документации на L-610 говорит и об окончании (или серьезном замедлении) поддержки проекта возрождения Як-40. После создание цельнокомпозитного "кукурузника", всерьез заговорили о создании цельнокомпозитного же Як-40, более вместительного самолета. В конце прошлого года был даже выполнен первый полет. Но видимо чешский вариант будет гораздо дешевле, ведь учитывая сколько новых самолетов необходимо России, это главный фактор.
L-610 займет свою нишу. В чем то выгоднее Ил-114-300, т.к. имеет более удачную конструкцию (у Ила низкое расположение винта, что может вызывать определенные риски). Хочется надеяться, что проект возрождения чешского самолета не помешает российским же проектам.
А Вы как считаете?
Ставьте "Лайк" и подписывайтесь на канал, так Вы поможете автору! По возможности распространите статью в соцсетях!