Найти в Дзене

Шпаргалка для разработки учебного курса

Оглавление

Многим менеджерам - непрофессионалам в области обучения иногда приходится разрабатывать небольшие учебные курсы по тому или иному поводу. С чего начать? Как это сделать более менее качественно без больших временных затрат? Ответы на эти вопросы найти не просто.

Делюсь с вами своими записками на полях книги Майка Уиллса “Корпоративный тренинг. Пошаговое практическое руководство для специалистов по обучению и развитию, тренеров и консультантов”.

Эти записки я применяю, когда возникает необходимость быстро сделать небольшой курс.

Ранее я уже делился с вами “Шпаргалкой по подготовке и проведению мастер-класса”.

В статье описан по шагам процесс составления содержания мероприятия и даны соответствующие рекомендации.

1. Предмет, цель, наработанный опыт

1.1. Шаг 1. Определение предмета

Именно анализ потребностей (проблем) бизнеса должен определять сущность предмета мероприятия, а не принцип «буду рассказывать то, что лучше всего знаю». При этом содержание мероприятия должно быть ориентировано на определённый состав участников, который представляет собою «целевую» аудиторию, то есть ту, которая нуждается в проведении мероприятия.

1.2. Шаг 2. Описание цели

Цель мероприятия должна быть тесно связана с насущными потребностями бизнеса и соответствовать его требованиям. Следует описать «виртуальную сертификацию: что люди будут знать и что смогут делать по окончании занятий. Затем следует верифицировать заявленные требования бизнеса и виртуальный сертификат. Если мероприятие решает лишь некоторую часть более обширной проблемы, надо конкретизировать какая это именно часть проблемы и какова её роль. Чёткое определение цели мероприятия необходимо для оценки его эффективности в дальнейшем.

1.3. Шаг 3. Получение экспертных знаний

Если Вы не являетесь экспертом в области бизнеса, которой посвящено мероприятие, вам следует привлечь экспертов и ознакомится с результатами их наработок в этой области.

2. Для кого, о чём, структура

2.1. Шаг 4. Описание Архетипа

Описание участников мероприятия должно включать требования к уровню знаний и навыков необходимому для восприятия содержания. Если мероприятие проводится в компании с «заданным» составом участников, необходимо выработать соответствующие подходы к изложению материала.

2.2. Шаг 5. Формирование содержания

Содержание заполняет брешь между существующим уровнем подготовки обучающихся и тем уровнем, которого они должны достичь после приобретения «учебного» опыта. Термин учебный употреблён в рассуждении того, что участие в мероприятии одномоментно не даст необходимых «поведенческих» изменений, но поможет осознать какие изменения необходимы для решения проблем и обеспечит практическое применение новых навыков под наблюдением или по методике мастера.

Фигурально говоря, следует «взять» желаемые» знания и навыки (описанные в виде целей курса) и вычесть из них уже имеющиеся у учащихся знания и навыки (представленные в описании обучающихся).

Эта задача решается с помощью техники, называемой «ментальное картирование» по методике, описанной в книге Бьюзена Тони “Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления”. «Ментальные карты» известны также как «паукограммы» или «пузырчатые диаграммы».

2.3. Шаг 6. Структурирование содержания

На этом этапе вы определяете структуру мастер-класса (обучающего семинара) и время, отводимое на него.

В основу структурирования Майкл Уиллс предлагает положить парадигму:

  • скажите, о чем будет идти речь;
  • расскажите это;
  • объясните то, что вы рассказали.

Барбара Минто в своей книге “Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений”(мои Записки аналитика бизнеса на полях этой книги) предлагает другуб парадигму:

  • ситуация,
  • развитие ситуации,
  • вопрос и/или решение.

Модули содержания, как и всё в целом должны формироваться так, чтобы из одной темы логически следовала другая, при этом темы и подтемы не обязательно должны быть модулями изложения, но должны быть логически связаны. Логический переход происходит:

  • от простого к сложному,
  • от общего к частному,
  • от известного к неизвестному.

3. Временные рамки, валидация, формат

3.1. Шаг 7. Определение временных рамок курса

Определение времени продолжительности обучения наиболее предпочтительно суммированием продолжительности каждого его компонента. Если временные рамки вас ограничивают и вынуждены сокращаться следует менять методологию, подачи, материала, делать её более эффективной. В пограничной ситуации работает парадигма «сообщение о трёх вещах, без которых слушатель не проживет этот день успешно (с пользой)».

3.2. Шаг 8. Определение показателей валидности мероприятия

Показатель достижения цели, определяющий уровень валидности мероприятия, рассматривается в ракурсе формирования у обучаемого умения использовать на практике знания и навыки, «заявленные», в качестве результата обучения (тренинга)

Следует задать необходимые формулировки, критерии и способы тестирования (косвенного измерения) как понимания, так и усвоения курса.

3.3. Шаг 9 Формат мероприятия

Одним из методов определения наилучшего формата подачи материала (технологии) является составление карты курса: отображение его структуры по разделам и классификация потенциальных слушателей по типам по Юнгу:

  • мыслительный,
  • чувствующий,
  • ощущающий,
  • интуитивный.

В книге Майка Уиллса “Корпоративный тренинг. Пошаговое практическое руководство для специалистов по обучению и развитию, тренеров и консультантов” соответственно этим типам заданы категории обучаемых и таблицы выбора оптимального метода обучения соответственно категориям:

  • логические люди,
  • «люди людей»,
  • люди, ориентированные на задачи,
  • интуитивные люди/предприниматели.

В результате описанной подготовки «естественным» путём формируется план и концепт пилотного курса обучения.