Многим менеджерам - непрофессионалам в области обучения иногда приходится разрабатывать небольшие учебные курсы по тому или иному поводу. С чего начать? Как это сделать более менее качественно без больших временных затрат? Ответы на эти вопросы найти не просто.
Делюсь с вами своими записками на полях книги Майка Уиллса “Корпоративный тренинг. Пошаговое практическое руководство для специалистов по обучению и развитию, тренеров и консультантов”.
Эти записки я применяю, когда возникает необходимость быстро сделать небольшой курс.
Ранее я уже делился с вами “Шпаргалкой по подготовке и проведению мастер-класса”.
В статье описан по шагам процесс составления содержания мероприятия и даны соответствующие рекомендации.
1. Предмет, цель, наработанный опыт
1.1. Шаг 1. Определение предмета
Именно анализ потребностей (проблем) бизнеса должен определять сущность предмета мероприятия, а не принцип «буду рассказывать то, что лучше всего знаю». При этом содержание мероприятия должно быть ориентировано на определённый состав участников, который представляет собою «целевую» аудиторию, то есть ту, которая нуждается в проведении мероприятия.
1.2. Шаг 2. Описание цели
Цель мероприятия должна быть тесно связана с насущными потребностями бизнеса и соответствовать его требованиям. Следует описать «виртуальную сертификацию: что люди будут знать и что смогут делать по окончании занятий. Затем следует верифицировать заявленные требования бизнеса и виртуальный сертификат. Если мероприятие решает лишь некоторую часть более обширной проблемы, надо конкретизировать какая это именно часть проблемы и какова её роль. Чёткое определение цели мероприятия необходимо для оценки его эффективности в дальнейшем.
1.3. Шаг 3. Получение экспертных знаний
Если Вы не являетесь экспертом в области бизнеса, которой посвящено мероприятие, вам следует привлечь экспертов и ознакомится с результатами их наработок в этой области.
2. Для кого, о чём, структура
2.1. Шаг 4. Описание Архетипа
Описание участников мероприятия должно включать требования к уровню знаний и навыков необходимому для восприятия содержания. Если мероприятие проводится в компании с «заданным» составом участников, необходимо выработать соответствующие подходы к изложению материала.
2.2. Шаг 5. Формирование содержания
Содержание заполняет брешь между существующим уровнем подготовки обучающихся и тем уровнем, которого они должны достичь после приобретения «учебного» опыта. Термин учебный употреблён в рассуждении того, что участие в мероприятии одномоментно не даст необходимых «поведенческих» изменений, но поможет осознать какие изменения необходимы для решения проблем и обеспечит практическое применение новых навыков под наблюдением или по методике мастера.
Фигурально говоря, следует «взять» желаемые» знания и навыки (описанные в виде целей курса) и вычесть из них уже имеющиеся у учащихся знания и навыки (представленные в описании обучающихся).
Эта задача решается с помощью техники, называемой «ментальное картирование» по методике, описанной в книге Бьюзена Тони “Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления”. «Ментальные карты» известны также как «паукограммы» или «пузырчатые диаграммы».
2.3. Шаг 6. Структурирование содержания
На этом этапе вы определяете структуру мастер-класса (обучающего семинара) и время, отводимое на него.
В основу структурирования Майкл Уиллс предлагает положить парадигму:
- скажите, о чем будет идти речь;
- расскажите это;
- объясните то, что вы рассказали.
Барбара Минто в своей книге “Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений”(мои Записки аналитика бизнеса на полях этой книги) предлагает другуб парадигму:
- ситуация,
- развитие ситуации,
- вопрос и/или решение.
Модули содержания, как и всё в целом должны формироваться так, чтобы из одной темы логически следовала другая, при этом темы и подтемы не обязательно должны быть модулями изложения, но должны быть логически связаны. Логический переход происходит:
- от простого к сложному,
- от общего к частному,
- от известного к неизвестному.
3. Временные рамки, валидация, формат
3.1. Шаг 7. Определение временных рамок курса
Определение времени продолжительности обучения наиболее предпочтительно суммированием продолжительности каждого его компонента. Если временные рамки вас ограничивают и вынуждены сокращаться следует менять методологию, подачи, материала, делать её более эффективной. В пограничной ситуации работает парадигма «сообщение о трёх вещах, без которых слушатель не проживет этот день успешно (с пользой)».
3.2. Шаг 8. Определение показателей валидности мероприятия
Показатель достижения цели, определяющий уровень валидности мероприятия, рассматривается в ракурсе формирования у обучаемого умения использовать на практике знания и навыки, «заявленные», в качестве результата обучения (тренинга)
Следует задать необходимые формулировки, критерии и способы тестирования (косвенного измерения) как понимания, так и усвоения курса.
3.3. Шаг 9 Формат мероприятия
Одним из методов определения наилучшего формата подачи материала (технологии) является составление карты курса: отображение его структуры по разделам и классификация потенциальных слушателей по типам по Юнгу:
- мыслительный,
- чувствующий,
- ощущающий,
- интуитивный.
В книге Майка Уиллса “Корпоративный тренинг. Пошаговое практическое руководство для специалистов по обучению и развитию, тренеров и консультантов” соответственно этим типам заданы категории обучаемых и таблицы выбора оптимального метода обучения соответственно категориям:
- логические люди,
- «люди людей»,
- люди, ориентированные на задачи,
- интуитивные люди/предприниматели.
В результате описанной подготовки «естественным» путём формируется план и концепт пилотного курса обучения.