Найти тему
11 ЭКЮ

Иная судьба одного из Рюриковичей

Ох, и плодовиты были потомки Рюрика. С каждым новым поколением их число росло. Править хотели все, а земли русские были не столь обширны как веками позже. Выход был - дробить княжества на мелкие и далее воевать за них друг с другом, не жалея себя и людей своих. В конце X века у Рюриковичей не осталось конкурентов. Русской землей правили только они.

Двоюродные, троюродные, братья, дяди, отцы и дети. Но кровное родство не останавливало от непрекращающихся братоубийственных войн. На русской земле разыгрывалась настоящая игра престолов, но гораздо в более запутанном виде, чем в известном сериале. Мало кто наизусть расскажет логическую последовательность политических изменений в средневековой Руси.

Рубеж XI и XII веков был периодов активной деятельности внуков и правнуков Ярослава Мудрого. Тогда громким событием стала неоправданная жестокость Киевского князя Святополка, который захватил в плен и лишил двух глаз своего родственника Василько, князя требовльского. Все это произошло после Любечского съезда, где князья пытались договориться о мире.

Ослепление Василько
Ослепление Василько

Полыхнуло очередной раз Русь древняя. Новая междоусобица грянула, в нее были втянуты все. Одним из многих был Святослав Давыдович, правитель Луцкий. Он был правнуком Ярослава, сыном Давыда Черниговского. Междоусобица не пошла ему не пользу. На стороне противной стороны выступили половцы. Святослав был лишен княжества. Обычно оставался вариант примкнуть к более сильному родственнику и ратным делом добиться другого удела. Но он решил поступить иначе.

Видимо, война не пришлась ему по вкусу, а братоубийство не стало делом жизни. Святославу Давыдовичу 27. Он принимает решение уйти в монастырь. Нет, вовсе не на VIP условия. Идет простым чернецом. Братья были удивлены таким выбором. Не было еще такие прецедентов в княжеской семье. Никто его не поддержал. Сочли за слабость.

Его новое имя теперь Николай. Как и рядовые монахи он занимается хозяйством монастыря, исполняет послушания, берется за любую работу. От его княжеской жизни у него не осталось ничего. Три года он работает привратником у монастырских ворот. Бывая только на месте несения послушания и в церкви. Братья-князья, разумеется отправляли ему гостинцы - Николай все раздавал братии, не принимая себе ничего. А дабы его не увлекали расспросами да уговорами, принимает на себя обет молчания. Не позволяет он и лечить себя, всегда исправлялся сам, молитвою да постом.

-3

Он ведет огород, занимается рукоделием. Да столь успешно, что часть его производимой продукции идет на продажу. Монах Николай, просит благословить на часть получаемых от реализации его продукции покупать книги. В Киево-Печерской лавре формируется библиотека. Бывший князь теперь помимо молитв и работы занят изучением научных работ.

Он абсолютно органично вписался в свою новую жизнь. О возвращении в мир не думает, тем паче не помышляет о возвращении княжеского престола. Монах слышал, что дочь его давно вышла замуж за князя новгородского, а остальное не так уж и важно. Николай живет в монастыре уже более 30 лет. К нему идут за советом в духовной жизни и распространяется уже о нем информация как о мудром человеке, который умеет всякое дело понять и правильно решить.

Поэтому его приглашает судить спор с братьями киевский князь Всеволод Ольгович. Сумел помочь им Николай, но для этого ему пришлось на время покинуть стены родного монастыря и встречаться с враждующей родней в мирской суете. Ушел он от войны в монастырь когда-то, чтобы теперь ради мира ненадолго вернуться. Это было последним делом Николая. Уже на следующий год его не стало. Настало время посмертных чудес. Например, ему родному брату Изяславу помогла излечиться власяница.

Памятник в Киеве
Памятник в Киеве

Рассказывали люди, что помогают им и молитвы к Николаю. Он и был признан святым. Но ведь Святой Николай на Руси - это исключительно Николай Мирликийский, поэтому прославленного соотечественника назвали Святоша. Прозвище на сегодняшний вкус, несколько ироническое. Но для тех лет оно как раз и подчеркивало, что этот монах был свой. Эдакая родственная добрая фамильярность, как Саша, Паша, так и здесь...Святоша.

Рекомендуем прочесть наши статьи:
1. Интервью с историком о том, как жили в древнерусских монастырях
2. Материал о
русской междоусобице
3. О
дочерях князя Владимира