Катя Андреева
В конце — ссылка на путеводитель с картой, где все отмечено, а то на словах-то это не всякий представит.
Административный район Арбат — самый маленький в Центральном округе. Он занимает кварталы вокруг Воздвиженки, часть арбатских переулков от Сивцева Вражка до Хлебного переулка, а за Садовым кольцом — территорию между Большим Девятинским переулком и Смоленской улицей.
Внесу ясность: исторический опричный Арбат Ивана Грозного был больше и включал земли вплоть до Москвы-реки. «Опричная фронда» Арбата против Кремля чувствуется до сих пор. Это территория элиты, которая защищает Россию от внешних врагов и в то же время сама любит подоить ее всласть. Это относится и к Ивану Грозному, и к дворянской вольнице XIX века, и к арбатской интеллигенции, и к нынешним мажорам и силовикам.
Современный Арбат как явление начинается со стеклянного Дворца Съездов в Кремле, продолжается китчевым вандализмом на Воздвиженке, Новым Арбатом, Белым Домом и дальше на Запад в сторону Рублевки. При этом по бокам таятся укромные переулочки, про которые сложили поговорку: «Два брата с Арбата, оба горбата». В итоге для одних Москва Арбатская — это крутой современный мегаполис в окружении ветхостей, а для других — новоделы, вклинившиеся в нормальный исторический город.
Что ж, начнем с герба. Желтое — это песок, отсюда Спас на Песках — ну или это золото, которым здесь принято звенеть. Остальные предметы намекают на интеллигенцию, которая традиционно здесь обитает. А еще Консерватория, МГУ, Ленинка, Гнесинка… Кроме Великой Библиотеки, книжка на гербе намекает на застройку Нового Арбата и Московский дом книги там же. Не хватает только Генштаба, но его для секретности не стали отражать на гербе.
Первый кусок Арбата — квартал Опричного двора Ивана Грозного между Воздвиженкой, Большой Никитской и Романовым переулком. С XVIII века здесь сохранились роскошные усадьбы высшей знати, которые в XIX веке вместили разрастающиеся факультеты Московского университета. Кстати, в 1917 году именно студенты Московского университета стали первыми «белогвардейцами», хотя до революции они тоже не ладили с режимом.
На углу Воздвиженки и Моховой — бывшая гостиница «Петергоф», где тусовались Ленин, Горький и «старая гвардия» большевиков. С 1917 года это приемная ВЦИК, сейчас — приемная Федерального собрания.
В Романовом переулке интересен доходный дом Шереметева, который более известен как дом сталинской военной и партийной элиты. Цоколи ломятся от памятных табличек. Через дорогу от него — дворец самого Шереметева.
На углу Большого Кисловского и Большой Никитской — сталинская подстанция метрополитена на месте снесенного Никитского монастыря XVI века. На углу того же переулка и Воздвиженки — новодел на месте снесенного «Военторга».
Граница района Арбат причудливо идет по Нижнему Кисловскому переулку, так что Консерватория попадает в район Пресня. Между Нижним Кисловским и Воздвиженкой — особняк Арсения Морозова в псевдомавританском стиле. Москвичи в начале XX века приняли особняк так, как сейчас краеведы принимают Новый Арбат, Москву-Сити и «новый военторг».
Морозов был, что называется, сюрный мэн — это его и сгубило. На очередном четком бухиче он поспорил с корешем, что прострелит себе ногу и не подаст признаков боли, потому что открыл в себе несметную силу духа с помощью магических практик. Ну да, прострелил и признаков не подал, продолжил с улыбочкой бухать, хлюпая кровищей в сапоге. В итоге заражение крови и стремительная смерть.
Между Воздвиженкой и Знаменкой — знаменитая Библиотека им. Ленина и величайший шедевр классицизма — Дом Пашкова, символ Арбата и «арбатскости». Стоит такой богатый и красивый частный дворец на холме против древнего Кремля и как бы фигу государству показывает.
Между Староваганьковским и Крестовоздвиженским переулком — три древние палаты, Музей Архитектуры и пустырь на месте снесенного Крестовоздвиженского монастыря. Великокняжеское село Старое Ваганьково на Ваганьковском холме находилось примерно на месте Ленинки с XV по конец XVII века, а потом переехало в ту часть Москвы, где сейчас Ваганьковское кладбище.
В квартале между Крестовоздвиженским переулком и Арбатскими воротами находится новое здание Генштаба, а во дворе у него — изначальный павильон «Арбатской» синей. Еще здесь есть кинотеатр «Художественный» 1912 года и звездообразный сталинский павильон «Арбатской» голубой. Наконец, напротив уничтоженного «Военторга» стоит знатно отвандаленный «Дом старика Болконского».
Угол Знаменки и Гоголевского бульвара занимает комплекс исторических зданий Министерства обороны, в том числе Александровское военное училище, где учились, например, Скрябин, Куприн, Тухачевский и Юденич. В 1917 году это была база юнкеров против большевиков. Потом победившие большевики сделали здесь Наркомвоенмор → Генштаб.
На высокой внутренней стороне Гоголевского бульвара в старину стояли стены Белого города, отсюда Арбатские ворота. Посредине бульвара, где сейчас аллеи, тек бурный ручей Черторый, ныне бушующий в коллекторе. Дальше до Садового кольца — Земляной город с кучей государственных слобод, развившихся со времен опричнины.
Южная граница района Арбат идет по Сивцеву Вражку. Улица Арбат — это старая Смоленская дорога, а Новый Арбат пробили среди исторической застройки в начале 1960-х как магистраль между Кремлем и правительственными дачами на Рублевке. Хрущев вдохновлялся кубинской столицей — Гаваной. В результате старинные переулки упираются в тылы домов-книжек, а Трубниковский переулок един в двух лицах по обе стороны Нового Арбата.
Северная граница района здесь проходит по Хлебному переулку и Поварской улице, и это местность предельно интеллигентная — из окон общежития Гнесинки круглый год доносятся музыкальные инструменты и пение, да и в целом здесь очень характерная усадебно-институтская атмосфера. Исторически это территория государевых кормовых слобод, отсюда все эти скатерти, хлеба, ножи и повара в названиях переулков.
За Садовым кольцом район Арбат образует два неравных куска. Между Новым Арбатом и Большим Девятинским переулком с XV века по 1760-е был Новинский монастырь и слобода при нем, отсюда Новинский бульвар на Садовом кольце. Екатерина II упразднила монастырь, но его Введенская церковь продержалась до 1930-х.
Еще в этом квартале здание СЭВ на месте Новинской женской тюрьмы и доходный дом князя Щербатова, похожий на классическую усадьбу, но с дополнительными этажами — очень своеобразный вариант модерна.
Между Новым Арбатом и Смоленской улицей историческая застройка сохранилась слабо. Самый интересный объект здесь — церковь Николы на Щепах (1680-е). Рядом был Государев дровяной щепной двор, на котором якобы собирали срубы из бревен, приходивших плотами по Москве-реке. Рядом была Каменная слобода — на месте «Смоленского пассажа». Еще здесь есть сталинский Метромост на месте 1-го Николощепковского переулка.
Больше — в интерактивном путеводителе «Знакомство с центром Москвы».