Хозяйка Медной горы в сказах П.П. Бажова – персонаж неоднозначный. С одной стороны – она помогает мастерам, старателям, камнерезам, с другой – даже тот, кому она помогла, обречен на существование после встречи с ней. Именно существование. Так Степан, которому Хозяйка подарила малахитовую шкатулку, «невеселый стал и здоровьем хезнул», рано ушел из жизни и до конца тайно хранил ее изумрудные слезы. Данило-мастер, несмотря на то, что обещал жениться на девушке Катерине, ушел к Малахитнице в горные мастера, а после возвращения, при том, что обзавелся домашней мастерской «нет-нет и задумается», «радости в семье нет».
Описывая Хозяйку медной горы, автор сразу выделяет ее отличия от обычных девушек – сизо-черная коса «ровно прилипла к спине», ленты в волосах тоже по тому времени небывалые – прозрачные «не то красные, не то зеленые», да еще и «позванивают». На этом различия не кончаются, она говорит на непонятном Степану языке, и «уж такое крутое колесо», «артуть-девка» - то есть необычайно подвижная девушка.
В сказах Бажова Хозяйка Медной горы действует как настоящая богиня – дарует, милует, наказывает. В распоряжении ее не только медная руда и малахит, но и лазоревка, королек (самородная медь кристаллами), виток (самородная медь в виде узловатых соединений), слюда.
Медь в древнем мире ценилась не меньше золота и серебра. В алхимии медь была посвящена Венере так же, как золото Солнцу, а серебро Луне. Римская Венера отождествлялась с Афродитой Кипридой, символом ее было медное зеркало. Кипр, в свою очередь, благодаря своим месторождениям, дал название меди «cuprum».
Главным признаком Хозяйки является платье из шелкового малахита. И снова символика возвращает к богине любви, на сей раз Хатор – в Египте малахит считался ее камнем. Однако в уральской рабочей среде этот камень считался недобрым, его не хранили дома, женщины его не носили, считалось, что в таких украшениях зло, изделия шли только на продажу в города.
Из малахита и волшебные цветы-колокольцы в горе Хозяйки, те, что растут на бархатно-черных кустах и в которых сурьмяные звездочки. Каждой богине в каждой религии посвящен свой цветок: Богородице – лилия, Венере – роза, Исиде – лотос. У Малахитницы – колокольцы, в которых отражена вся красота камня. Красота, ради которой жених-мастер бросает свою невесту и отправляется жить «в гору», место, где нет обычных людей, место, равное загробному миру.
Свита уральской богини – разноцветные ящерки: зеленые, голубые, в синь, «как глина либо песок с золотыми крапинками», «как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены». Да и сама она принимает облик большой ящерицы. Другими помощницами являются бурые кошки с изумрудными глазами, точно так же кошки являются символом египетской Хатор.
Как любая другая богиня Малахитница может сделать понравившемуся человеку дар: волшебный предмет или умение. К волшебным предметам можно отнести малахитовую шкатулку, которая была дарована Степану, перешла по наследству его дочери Танюшке. А вот Танюшка – тоже своего рода дар Хозяйки – она не похожа на своих родителей, но ее описание необычайно напоминает облик самой владетельницы Медной горы, возможно, потому отец и зовет ее «Памятка». Наделенная талантом вышивальщицы, она приглянулась самому барину, и, подобно своей волшебной покровительнице, прилюдно наказывает его, сначала явившись во дворец пешком, затем исчезнув на глазах у всех.
Щедрый дар сделала Хозяйка Даниле – «пусть у Данилы все мое в памяти останется». После этого камнерез становится первым мастером, равных которому нет.
Все признаки богини, как говорится, на лицо: и обитание в ином, каменном, подземном мире, и власть над людьми.
Спасибо за внимание!
Так же можно почитать о том, кто скрывался в образе оленя Серебряное копытце.
Еще есть статья о том, как башкирский богатырь Айлып на змее женился.