В октябре 1955 г., через 10 лет после войны, в порту Севастополя взорвался советский линкор «Новороссийск». Погибло более 600 человек личного состава. Как это ни странно, но до сих точно неизвестна причина этого взрыва. Вопросов больше, чем ответов. Ясно и однозначно только одно – было внешнее разрушительное воздействие. В официальную версию – взрыв мины времен Великой Отечественной войны – почти никто не верил.
Немного истории. «Новороссийск» – это бывший итальянский (Италия во время 2-ой Мировой войны союзник гитлеровской Германии) военный корабль «Юлий Цезарь». Участвовал в боях 2-х мировых войн. В последней войне был в эскорте различных конвоев. Правда, был он не первой молодости – больше 50 лет бороздил моря и океаны и достался СССР по итогам войны. Что интересно, в 1942 г. его «списали» с боевой службы и сделали учебным судном.
История корабля довольно странная. В 1949 г. он был передан Советскому Союзу. Назвали его «Новороссийск». 5 лет ржавел на одном из пирсов. Смотреть на него было страшно. Господи, не нужен, сдайте на металлолом. Может быть и не случилось той страшной трагедии. Потом о нем вспомнили. Но лучше бы не вспоминали. За год до взрыва его усиленно ремонтировали и в 1955 г. ввели в боевой строй. Как и положено линкору – он участвовал в боевых походах, маневрах и учениях и практически стал флагманом Черноморского Флота (ЧФ).
Осень. Грустное время. Конец октября 1955г. Линкор на пирсе Севастополя. Более 1500 человек личного состава. Некоторая часть экипажа получила увольнение в город. Большая часть офицеров, в том числе ВРИО капитана «Новороссийска» капвторранга Хуршудов, тоже сошли на берег.
В начале 2-го часа ночи тишину нарушил мощный взрыв, который разорвал носовую часть многопалубного бронированного корпуса корабля. Пробоина была огромной – в 150 кв.м – туда моментально хлынула морская вода. Более 100 человек сразу погибли на месте. Судно начало погружаться в глубины моря. Завыли сирены боевой тревоги. Спасти корабль в тех условиях было невозможно. Был только один шанс – сразу же после взрыва оттянуть линкор в ближайший док и не дать ему перевернуться. Но, по неизвестной причине командующий ЧФ Пархоменко не дал разрешения на это. В момент погружения на дно на судне еще находились сотни матросов и спасательные команды с соседних кораблей. Несмотря на усилия команды и спасателей в начале 5-го часа утра линкор перевернулся, накрыв всех, находившихся там, своим стальным корпусом.
Первой была версия – взорвался артиллерийский арсенал «Новороссийска». Следствием не подтвердилось. А может взрыв устроили итальянские морские диверсанты? Тоже – доказательств никаких. Хотя, постойте, неугомонные журналисты «раскопали» одну старую заметку в одной из итальянских газет за 1956 г. В ней говорилось о награждении, после описываемых событий, командира подразделения итальянских морских боевых «котиков» авторитетным орденом. Но этот факт, кроме репортеров, никого не заинтересовал.
Как это обычно бывает, все «от и до» засекретили. Жертвы трагедии нашли свой «вечный причал» в братских могилах в Севастополе. «На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают…». Не было жен у 20-летних матросов.
Через 2 года «Новороссийск» подняли, сняли все вооружение и отправили на переплавку.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!