Найти тему

Теоретический недуг школьного образования

Вам действительно нужны теории, если вопрос жизненно важный?

А что, если теория ошибочная? Известно, что все теории в чем-то ошибочны. Не лучше ли задать вопрос самой жизни?

  • Есть науки, которые объясняют прошлое и предсказывают (с известной точностью) будущее. Вроде наук о прочности, физики и т.п.
  • Есть теории описательные, вроде ботаники.
  • Есть теории объяснительные, вроде истории.

А есть теории - сочинительные, вроде педагогики.

Из-за нежелания сверяться с фактами или невозможности воздействовать на будущее авторы новейших педагогических теорий занимаются обыкновенным сочинительством.

Вроде написания статей в Дзэн, только с умным лицом :)).

Вот что сказал об этом Нобелевский лауреат Ричард Фейнман.

Существуют целые школы новых методов чтения, математических методов, но если присмотреться, вы увидите, что люди читают все меньше, во всяком случае, не больше, чем раньше, несмотря на то, что мы систематически развиваем эти методы…. Однако все это считается наукой.

Когда я учился в школе, его 2-х томник “Лекций по физике” был доступен в книжных магазинах. Тогда я с удивлением обнаружил, что о серьезных вещах можно говорить очень простым языком. Почти на пальцах.

Теперь я знаю, что о серьезных вещах именно так и нужно говорить. Мир слишком сложен, чтобы засунуть его в рамки несколько формул.

Краткая антология школьной реформы

Но школа не сдается и пытается засунуть. И чем дальше, тем настойчивее старается.

  • “Дальше” началось в середине 60-х с реформы методов преподавания математики, (Колмогоровская реформа), переход на “безотрывное письмо”.
  • В конце 70-х - начале 80-х, несмотря на массовые протесты ученых и педагогов самого высокого уровня, “дальше” углубилось и расширилось. Внедрялись т.н. “фонематические программы”, после которых дети начинали писать “йожик” и “овыщи”. И "восхождение от абстрактного к конкретному" ,после чего дети стали массово "не понимать" математику.
  • А после новейшего этапа 90-х и введения ЕГЭ такое началось! Хоть всех святых выноси …

Тогдашний министр образования Фурсенко:

  • Обрушился с критикой на советскую систему образования, “формировавшую человека - творца”.
  • Провозгласил курс на “взращивание квалифицированного потребителя”.

Курс уже дал первые плоды: большинству потреблять стало почти что нечего ...

Ныне Фурсенко - помощник Президента.

Реформа must go on.

 Кадр из к/ф "Здравствуйте, я ваша тетя"
Кадр из к/ф "Здравствуйте, я ваша тетя"

P.S. Вот что сказал когда-то глава департамента научного образования Бразилии (реакция на выступление Р.Фейнмана).

“Я пришел сюда, зная, что наша система образования поражена каким-то недугом. Здесь я узнал, что у нас рак» (Из книги “Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман”).

Звучит современно и совсем не по-бразильянски. Как вам кажется?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если тема интересна вам по-существу.