Найти тему
машина

Советские снегоРАЗгрузчики

Друзья, недавно мы с вами вспоминали на канале про «золотые ручки», служившие для погрузки снега, а сегодня поговорим про их антиподы, совершенно забытые уже лет пятьдесят как: это снегоРАЗгрузчики.

В довоенные и первые послевоенные годы количество самосвалов в стране было настолько ограниченным, что их впору было считать диковинкой. А потому ничего удивительного в том, что к работам по вывозу снега с городских улиц массово привлекали обычные бортовые грузовики. Но загрузить в их платформы снег – это еще полдела. А как потом его выгрузить оттуда? Вручную, лопатами? Очень долго и непроизводительно. Выходом из положения и стали те самые снегоразгрузчики! Ведь проще было построить один такой специальный агрегат, чем оснастить самосвальными платформами пару десятков бортовых грузовиков…

ШРС-4 (иллюстрация из каталога «Машины, механизмы и сооружения для санитарной очистки городов», 1957 г.)
ШРС-4 (иллюстрация из каталога «Машины, механизмы и сооружения для санитарной очистки городов», 1957 г.)

Принцип работы снегоразгрузчика простой: на автомобильное или прицепное шасси монтировалась длинная мачта, на конце которой ставился рабочий механизм от шнекороторного снегоочистителя. Высота стрелы выбиралась в соответствии с погрузочной высотой грузовых автомобилей, в паре с которыми предстояло работать. Снегоразгрузчик привозили на пустырь или на набережную к речке. К нему задом подъезжал грузовик со снегом, мачта со шнеками помещалась на край платформы, запускался отдельный двигатель для привода шнеков, и далее либо грузовик потихоньку сдавал задом, пока мачта не упрется в его передний борт, либо сам разгрузчик потихоньку ехал в сторону заторможенного грузовика. А шнекоротор в это время отбрасывал захватываемый из кузова снег на 20-25 метров в сторону. В общей сложности в СССР успели разработать и выпустить несколько моделей снегоразгрузчиков. Некоторые из них сейчас и покажем.

ШРС-4 (иллюстрация из каталога «Машины, механизмы и сооружения для санитарной очистки городов», 1957 г.)
ШРС-4 (иллюстрация из каталога «Машины, механизмы и сооружения для санитарной очистки городов», 1957 г.)

Самоходный снегоразгрузчик ШРС-4 на шасси ЗИС-150 был разработан Конструкторским бюро Управления предприятий коммунального обслуживания Ленгорисполкома. А выпуск таких машин был налажен Механическим заводом городского треста очистки того же Управления. В основе его – стандартное грузовое шасси, трансмиссия которого была дополнена демультипликатором. Для привода рабочего органа служил отдельный двигатель ЗИС-120, смонтированный в задней части рамы (через свою коробку передач, конический редуктор, карданную и цепную передачи). Разгрузчиком управляли два человека: водитель, который сидел в штатной зисовской кабине, и машинист, для которого была смонтирована персональная 1-местная кабина над задними правыми колесами. В сфере ответственности машиниста как раз были все механизмы привода рабочего оборудования: он поднимал и опускал стрелу при помощи гидроцилиндров, задавал скорость вращения шнеков и ротора. Связь между двумя кабинами для синхронизации действий осуществлялась при помощи световой и звуковой сигнализации. Вес ШРС-4 составлял 8720 кг. При этом снегоразгрузчик был такой же тихоходной машиной, как и снегопогрузчик: транспортная скорость – всего 20 км/ч, рабочая – от 0,642 до 4,034 км/ч.

Р-1 (иллюстрация из каталога «Машины, механизмы и сооружения для санитарной очистки городов», 1957 г.)
Р-1 (иллюстрация из каталога «Машины, механизмы и сооружения для санитарной очистки городов», 1957 г.)

Более рациональную конструкцию представлял собой снегоразгрузчик Р-1 разработки Конструкторского бюро Управления благоустройства Мосгорисполкома, выпущенный в 1955 году небольшой серией на Экспериментально-механическом заводе того же управления. За работу Р-1 отвечал всего один человек, но и шасси от ЗИС-150 тут было подвергнуто кардинальным переделкам – примерно таким же, как у снегопогрузчика 2С-3. То есть оно стало ездить задом наперед, превратившись в заднемоторное и переднеприводное. Одноместную кабину смонтировали над правым ведущим колесом. А привод рабочего органа осуществили от двигателя шасси, через коробку отбора мощности на коробке передач. Благодаря этому московский снегоразгрузчик стал значительно легче ленинградского (7100 кг). В его трансмиссии также имелся демультипликатор, а еще второе сцепление, как у снегопогрузчиков, чтобы остановить движение машины, не выключая шнекоротор. И еще: у Р-1 стрела двигалась гидроцилиндрами не только вниз-вверх, но и назад-вперед – в транспортное или рабочее положение, а управление коробкой передач имело дистанционный гидравлический привод! Транспортная скорость машины составляла 20 км/ч, рабочая – 0,6…3,6 км/ч.

ШРС-2 в транспортном положении, сцепленный с тягачом ЗИС-150 (фото из архива М.Чернявского)
ШРС-2 в транспортном положении, сцепленный с тягачом ЗИС-150 (фото из архива М.Чернявского)

А вот более ранняя ленинградская штуковина – снегоразгрузчик ШРС-2, прицепной. До него был еще ШРС-1 с аналогичными агрегатами, но у нас нет его фотографий. А ШРС-2 был устроен так: в его основе лежало шасси прицепа с двумя задними мостами от ЗИС-5. Над передней поворотной осью монтировался немецкий бензиновый двигатель Maybach мощностью 100 л.с., укрытый металлическим кожухом. Затем он соединялся с коробкой передач ЗИС-5, а от нее, в свою очередь, шел карданный вал на конический редуктор привода шнеков и ротора.

Демонстрация принципа работы разгрузчика ШРС-2 на примере бортового грузовика  ЗИС-150 (фото из архива М.Чернявского)
Демонстрация принципа работы разгрузчика ШРС-2 на примере бортового грузовика ЗИС-150 (фото из архива М.Чернявского)

При этом в коробке передач использовалась всего одна скорость – первая. Над коробкой передач стояла кабина оператора, а после нее, над задней осью, крепилась стрела со шнекоротором. Топливный бак же располагался на раме под стрелой. Поворот улитки и подъем-опускание стрелы производились при помощи рычажно-гидравлической системы. В силу несамоходности разгрузчик ШРС-2 был менее удобен, чем тот же ШРС-4 или Р-1, зато обладал наименьшей собственной массой: всего 5275 кг.

ШРС-2 в рабочем положении (фото из архива М.Чернявского)
ШРС-2 в рабочем положении (фото из архива М.Чернявского)
Читайте также на канале «МАШИНА»:
«Золотые ручки» – вспоминаем советские снегопогрузчики
Автолесовозы из СССР
Советский конкурс вездеходов 1940 года