Автор – Саша Кравченко, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа
Блок и символизм
Чтобы лучше понять поэтику Александра Блока, нужно очертить его связь с символизмом – основным направлением, к которому принято причислять великого поэта. Пусть даже это причисление случилось тогда, когда Александр Блок стал постепенно отходить от символизма.
Русский символизм – многосоставное явление, во многом отличающееся от своих зарубежных аналогов. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции еще в 1880-х годах, и через десять лет это направление обретет себя в России. Отправной точкой можно считать альманахи Брюсова «Русские символисты» и работу Мережковского «О причинах упадка…».
«…язык – воплощение народного духа; вот почему падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа. Это воистину самое тяжкое бедствие, какое может поразить великую страну. Я употребляю слово бедствие вовсе не для метафоры, а вполне искренне и точно…»
Так напишет Мережковский в 1893 году, и можно считать, что отчасти символизм – это поиск нового языка. Но не тот поиск, которым промышляли футуристы или ОБЭРИУ, изобретая новые слова, играясь с ритмами и аллитерацией. Это скорее постижение новых смыслов – словами пишется одно, но звучат они про иное. Вот таким образом и рождается понятие символа: «Символ есть знак, или ознаменование. То, что он означает, или знаменует, не есть какая-либо определенная идея <…> символ – иероглиф, таинственный, ибо многозначащий, многосмысленный…»
Один за другим публикуются манифесты «старших» символистов – так называются последователи символизма первого поколения. От второго поколения — «младосимволистов» – их отличало мировоззрение. Отличала приверженность декадентским идеям, любовь к мистицизму, отрицание реальности, а роднило стремление к «вечному», уход от рационального к интуитивному, вера в непостижимость вселенной.
Человеком, во много повлиявшим на русский символизм, был Владимир Соловьев – именно его идеи подпитывали на творчество младших символистов, за что их и называли «соловьевцами». Соловьев первым использует в своем творчестве образы-символы «красота», «вечная женственность» – в дальнейшем они неоднократно будут встречаться и видоизменяться в творчестве А.Блока. Вообще у символистов «красота» – это единственная сила, способная спасти мир, единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.
Ещё одной важной чертой соловьевского мировоззрения была идея платоновского «двоемирия»: вера в существование иных миров, разделение удручающей реальности и «идеального», божественного мира.
В становлении русского символизма можно выделить три этапа. Первый этап – 1890-е годы, начало, время творчества старшего поколения. Второй – 1900-1907-е годы, время прихода Блока к направлению. Третий этап — 1908-1910-е годы, кризис символизма, во многом связанный с первой революцией. Но, как верно отметил Лев Соболев в своей статье, «для Блока символ – это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель – все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл».
Чтобы узнать Блока-символиста, нужно в первую очередь обратиться к сборнику «Стихи о Прекрасной Даме», рожденному из глубокого чувства к Л. Д. Менделеевой. С этого цикла стихов, разбавленного тревогой жизни в стране, где через несколько лет будет проиграна война и готовится революция, под влиянием мистицизма, философии и статей Владимира Соловьева и начинается путь поэта.
«Стихи о Прекрасной Даме» – одно из самых значимых явлений символистского искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. «Форма лирического монолога сочетается здесь с традициями литургического действия. Но это и лирическая поэма: здесь имеется внутреннее движение, мы без труда улавливаем усложнение самого облика «героя», углубление его мироощущения…». В своём сборнике поэт сумел объединить различные символы, в стихах четко проступает тема двоемирия: противопоставляются друг другу «мистическое» и «реальное». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» – это описание вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта. С другой – раскрывается символистское ощущение мира, попытки поэта осмыслить пути развития вселенной.
Из философии Владимира Соловьёва Александр Блок заимствует идею о близящейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на тот самый, особый язык – сам факт автобиографичности невероятно важен для более полного понимания драматургии Александра Блока, который, кажется, не мог не брать вдохновение или сюжеты не из собственной жизни.
Новый этап становления Блока и обновленное отношение к символизму – 1903-1906 годы. В эти годы Блок готовится и создает лирическую трилогию, с этого момента поэт начинает уходить от мистических утопий в около социальные, более человекоцентричные темы. Во-первых, это первый шаг к будущему разрыву с символизмом. Во-вторых, для поэта это важный период развития в символистском направлении, ведь он стал признан в кругах русских символистов. Весной 1902 года он посещает религиозные собрания, сдружается с Вячеславом Ивановым. Затем, после поездки в Москву он познакомится со старшим символистом Брюсовым и примкнет к младшей группе поэтов – Белому, Соловьёву, Кузмину, другим. Просыпающийся интерес к революционной современности, к людям и социальным проблемам сильно влиял на соотношение действительности и поэтического идеала в последующем творчестве поэта.
Начало 1909 года. Создана статья о “Народе и интеллигенции”, а драматургия в корне изменится: сперва будет написана «Песня Судьбы», а через 4 года появится «Роза и Крест», в которой с трудом можно узнать автора «Балаганчика». В это время реализм прошлого становится для Блока той внешней по отношению к символизму точкой зрения, с которой он оценивает «новое искусство» (термин З.Г. Минц, разделявшей периоды искусства по степени его отношения к революции, встречается в ее работах, напр. – «Статья Н. Минского «Старинный Спор» и ее место в становлении русского символизма»). Параллельно Блок пишет статью «Интеллигенция и революция».
В 1908 году поэт объявил, что подлинное искусство — искусство для народа: теперь он отвергает не только «новое искусство», но и весь символизм в целом. Блок критикует прошлого себя и свои стихи, философия Соловьева больше не удовлетворяет его – религиозно-мистическое в символизме больше для него не интересно.
В 1907-1908 годах Александр Блок, хоть и критикует символизм, все еще остается с ним: направление дает ему возможность сливать разномастные идеи в единое целое. Он удивительно тонко выделяет то общее, что объективно присуще культуре позднего романтизма, реализму и «новому искусству» – представление об искусстве как отображение неличностных ценностей и идеалов.