Из записок тренера по самбо и дзюдо
Дзюдо - блестяще и опасно,
Как самурайский меч.
Самбо - просто и надёжно,
Как автомат Калашникова.
Родители, не надейтесь на то, что тренер заменит вас вашему ребёнку. Вы и только вы - главный авторитет для вашего ребёнка. Тренер не должен "воспитывать из сына мужчину", "перевоспитывать" и т. д. Хороший тренер - лишь помощник родителей в деле воспитания ребёнка. Но при этом он главный человек в деле подготовки спортсмена.
Родители, не забывайте, что тренер (хороший тренер) - самостоятельная и серьёзная личность, у него есть свой взгляд на воспитательный и тренировочный процессы, в целом - на жизнь.
Тренер, на тренировке не должно быть скучно! Скука убивает тренировку (это касается и детей и взрослых). Скука - враг творчества.
Но, скука боится творчества.
Тренер - твори!
"Хочешь быть услышанным, старайся быть услышанным, ибо от косноязычия уже дышать в этом мире нечем". (Михаил Сопин, русский поэт).
Тренеру:
- Тренер за время тренировки обязан хотя бы раз подойти к каждому спортсмену и сказать хоть одно слово, но именно этому конкретному человеку.
Слово должно быть доброжелательным - будь это объяснение технического действия или похвала за старание или даже замечание (но не ругань).
Тренер, хвали ученика! Обязательно найди, увидь, за что можно похвалить его.
Слово (в данном случае слово тренера) - предшествует всему. Тренер должен сказать, спортсмен должен услышать. Лишь тогда появятся учитель и ученик.
Ученику:
- Научится лишь тот, кто хочет научиться. Возьмёт лишь берущий.
… Лет двадцать назад возил я ребят на какой-то турнир в Санкт-Петербург, в гостинице жил в одном номере с тренером Андреем Рабиным (кажется, из Пскова). Он-то и рассказал мне эту историю...
СПАСИБО ЧЕХОВУ
Рассказ тренера
Работа наша сам знаешь какая – тренировки да выезды на соревнования, летом – лагерь.
Всю подноготную учеников поневоле знаешь – кто как учится, как дома дела, характер, привычки, все… И что Куликов у меня матерщинник страшный, знал уж я давно. Двенадцать лет ему, три года у меня тренируется. Уж ему и попадало от меня, а иду мимо раздевалки – мат-перемат, и Куликов громче всех. Не он, конечно, один, а попадало всегда ему. Бывало уж иной раз сделаю вид, что ничего не слышу… В прошлое лето тоже в спортивный лагерь поехали. Первый день самый суетливый – заселение по корпусам, выдача белья… Все педагоги на взводе. Мальчишкам-то чего: матрас на койку, сумку под койку и уже носятся по всему лагерю – из города на простор вырвались.
Я чего-то в клуб зашел, а там у нас библиотека есть, я слышу – кто-то там говорит, заглянул. Один-то сразу меня увидел, примолк, а Куликов спиной ко мне стоял – и чешет так, что даже у меня уши в трубочку сворачиваются.
- Все, Куликов, ты попал! – он, бедный, так на полуслове, вернее на полумате и застыл, видит, что у меня уж рука на оплеуху поднимается, голову в плечи втянул. А я рукой-то этой, что за оплеухой потянулась, и схватил первую попавшуюся книгу с полки. Раскрыл не глядя:
- Вот отсюда, наизусть, - пальцем ткнул и Куликову под нос сунул. Тут и сам заглянул: «Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий». – Понял? – говорю: - В конце смены, на заключительном концерте. Наизусть.
- Понял.
Ну, смена, как смена была: утром зарядка, днем тренировка, костры, походы, рыбалки – все было.
Только Куликов мой, вижу, притих. А, надо сказать, парень-то он хороший и спорт любит. И выступает на соревнованиях хорошо. Я бы, может, другого-то на его месте уже и отчислил из группы. Дисциплина – главное в работе детского тренера. Верно? И они все мой характер знают. Вот Куликов-то мой и присмирел. Во всяком случае, при мне. Не слышно его совсем. А гляжу – в свободную-то минуту книжку все читает. «Ну, давай-давай», - думаю. Ну, там и без Куликова проблем хватало, такие орлы есть… Да сам знаешь…
И вот последний день. Родители приехали, у нас традиция такая – в последний день концерт для родителей давать, а вечером большой костер на берегу…
Гляжу, Куликов-то бедный, от волнения аж побледнел весь. Я уж сам за него переживаю – справится ли…
Концерты у нас всегда хорошие. Такие артисты есть – и поют, и пляшут, и сценки всякие ставят. Все довольные – и ребята, и родители. И вот ведущий концерта, Сашка Потралов (спотсмен-то из него вряд ли великий получится, а артистом точно будет, если учиться пойдет), так вот, Потралов объявляет:
- Выступает Сергей Куликов.
Все уже заулыбались, знают, что он без матюжка-то двух слов связать не может.
Выходит Куликов – гляжу, собрался весь, как перед стартом, он это умеет, уверенно на сцену вышел, (уже и смешки среди зрителей слышны) встал, голову наклонил, будто задумался, и, театрально так:
- Антон Павлович Чехов! «Толстый и тонкий»!
Тут уж все в голос смеются. А Серега-то, Куликов-то – понимает, что он пользуется успехом, рассказ-то ведь юмористический. И, как по писанному шпарит, без запиночки. В раж вошел. В лицах все разыгрывает. Кое-кто уж по земле катается, за живот держится… Аплодисменты, как народному артисту были…Спускается Куликов со сцены, улыбается счастливо. Мать тут к нему подскочила, обняла, за руку схватила и ко мне:
- Спасибо вам, Андрей Николаевич! – слезы у женщины на глазах.
- Да это, - говорю, - Чехову спасибо!
- И Чехову, спасибо и Чехову! – не понимая, наверное, о каком Чехове речь, твердит мать.
А Куликов мой, стоит, глаза скромно потупив, улыбку сдерживает, ну как на награждении за первое место, а потом выдает:
- Это мне за то, что я матюгнулся… Блин.