Найти тему
Вместе с HR

Не все источники поиска работы одинаково полезны

Это продолжение лонгрида о моем поиске работы в Питере. Начало - здесь.

pixabay.com
pixabay.com

Сейчас переходим к самому интересному: реакция работодателей на мой отклик на их вакансию и их обратная связь. Еще раз напомню, я не просила знакомых с просьбой устроить меня на работу и не постила об этом в соцсетях. Я только и делала, что откликалась на вакансии – то есть вступала в диалог с работодателем по собственному его желанию. Иными словами, я просматривала тексты вакансий, которые говорили мне: «Эй, смотри, какая классная работа, ты должен делать то-то и то-то, если ты нам подходишь, напиши, нам нужен такой человек». Ну и я как адекватный коммуникатор, говорила себе «Ок, я подхожу, я это могу и умею, хорошо, я вам отвечу» - и высылала отклик (неизменно в паре: сопроводительное мотивационное письмо и резюме). На каждую вакансию – не типовой отклик, а индивидуализированный под вакансию. Я старалась продолжать диалог максимально адекватно. Чтобы показать, насколько адекватно мне отвечали работодатели, объясню вам показатели, которые помогли мне оценить источники поиска по их степени полезности для соискателя.

Обобщить результат своей соискательской активности и, соответственно, определить эффективность каналов поиска можно по трем уровням. Каждый уровень отражается в абсолютных показателях и относительных, статических по сути (то есть собранных по факту на определенный момент поиска). Динамические показатели я не вычисляла, потому что полтора месяца – не срок для выяснения трендов.

Какие уровни проходит твой активный поиск работы?

Первый уровень – просмотры резюме. Все средства поиска позволяют понять, прочли твой отклик или нет. В hh.ru это специальное извещение, в сетях и мессенджерах есть отметки о прочтении, в E-mail придумана электронная опция «Предупредить о прочтении», её надо не забывать устанавливать при отправке письма. Количество просмотров твоих резюме и писем - это, в том числе, показатель того, что ты «зацепил» внимание рекрутера. Если поделить количество просмотров на количество откликов, получим относительный показатель, который назовем «реактивностью».

Второй уровень – обратная связь (ОС). Как правильно пишет hh.ru, если работодатель просмотрел твоё резюме – это ничего не значит. Тебе не сказали ни да, ни нет. Поэтому ждешь продолжения диалога: ок, ты нам подходишь, или – нет, дружище, не сегодня. Для этого в hh.ru (и в других случаях это тоже легко настроить) есть автоматический отклик. Нормальный такой текст отзыва, стандартный. Ну или приглашение. В один клик, что называется. В некоторых редких случаях рекрутер пишет ОС сам. По количеству ОС определяется качество работы рекрутера и бренда работодателя. Почему? Давайте посмотрим, как работает любой рынок, в том числе и рынок труда.

Например, на овощном рынке, видя красивые помидоры, мы спрашиваем: почем, вкусные ли, откуда? Представьте торговца, который вас игнорирует, потому что ему только что завезли пять ящиков огурцов или потому что у него еще пять покупателей, кроме вас. Вы видите, как он поворачивается к вам задом. Что вы делаете в таких случаях? Чаще всего уходите. Иногда стоите, потому что помидоров хочется. Однако, пока торговец не откроет рот, сделка не состоится, как бы сильно не хотелось покупателю. В итоге без обратной связи уходят все покупатели.
А теперь, представьте, что вы – тот самый запаренный торговец. У вас есть оправдание для ухода покупателя, неважно какое - не суть, но оно покупателя не вернет. А теперь представьте, что ушедший вдаль покупатель хотел приобрести у вас еще и огурцы, и перец, и морковь – в общем, принес бы вам дохода больше, чем вы ожидали. В каких случаях торговец неактивен? Вижу ряд причин: ему не платят процент с продаж, он не умеет отвечать (глухой, немой, застенчивый, нелюдимый и т.п.), он не умеет продавать.

Надеюсь, вы поняли метафору, чтобы дальше хоть как-то объяснить происходящее. Итак, фиксируем возможные причины отсутствия обратной связи со стороны рекрутера (просмотр резюме есть, ОС нет):

- отсутствие мотивации;

- проблемы с коммуникацией;

- непрофессионализм и неподготовленность.

Доля ответов на отклики (разосланные письма с вашим резюме) определяет твою информированность соискателя. И это показатель того, что твоя коммуникация успешна. Самая важная роль обратной связи, что ты как соискатель понимаешь, каковы твои возможности на рынке труда и насколько работодатель, которому ты направил отклик, уважает тебя как собеседника.

Вот потому обратная связь влияет на бренд работодателя, потому что в результате поиска у соискателя образуется стоп-список работодателей, которые не дают обратную связь – не очень хороший результат для бренда.

Третий уровень – это количество приглашений к офлайн-коммуникации. Приглашение в офлайн (на тестирование, собеседование) собственно, самый важный показатель результативности онлайн-источника. На этапе перехода в офлайн Интернет-источники перестают играть роль для соискателя – контакт установлен, наступает следующий этап. Ты теряешь обезличенность. У тебя установлен предпочтительный канал коммуникации. Это огромный плюс к поиску, хотя и здесь проблемы с коммуникацией нередки.

Все указанные выше показатели нужно как-то интегрировать, чтобы определить конечную полезность источника поиска. Очевидно, что количество просмотров не относится к активной коммуникации, поэтому интегральным показателем полезности источника поиска предлагаю считать умножение показателя информированности (процент обратной связи) на показатель результативности (процент приглашений в офлайн).

Предложенную аналитику может использовать карьерный консультант для анализа процесса поиска вакансий клиентом (или для клиента), а также рекрутер для определения силы бренда в рекрутменте (или – «перевернув» показатели на себя – для определения полезности источника поиска).

Что же получилось у меня? Внизу две картинки – сравните.

Сначала абсолютные показатели – по количеству.

Абсолютные показатели по источникам поиска работы
Абсолютные показатели по источникам поиска работы

Видно, что безусловный лидер абсолютных показателей – hh.ru, что логично – потому что именно там расположилось наибольшее количество вакансий. Однако, обратите внимание, как резко различается у него количество ОС и приглашений с количеством откликов. Ниже, с относительными показателями, всё гораздо более понятно.

Картинка для тех, кто любит наглядность.

Относительные показатели по источникам поиска работы
Относительные показатели по источникам поиска работы

Таблица для тех, кто любит цифири.

Таблица относительных показателей
Таблица относительных показателей

Что показывают данные? Кратко охарактеризуем каждый источник. Начнем снизу.

1. Наименее полезным источником поиска для меня как соискателя на конкурентном рынке стал работный сайт hh.ru. Вся мощь и сила агрегатора вакансий №1 разбилась о нежелание работодателей давать ОС и разбирать «девятый вал» резюме, валящихся на питерского рекрутера с сайта. Слабость «кита» рынка труда в его величине и неповоротливости – он «съедает» больше вакансий, чем может «переварить».

2. Чуть больше полезности принесла электронная почта. Я переключалась на E-mail , если в «теле» вакансии указывались контакты с электронной почте или прямо указывалось, что резюме должно уйти по E-mail. Как видно на диаграмме, реактивность электронной почты самая низкая – в 2/3 случаев я понятия не имела, что с письмом. Технических сбоев (возвратов моих писем) не было. Более высокий показатель результативности электронной почты (11%) объясняется тем, что этот источник дублировался общением в Фейсбуке. При этом отмечу, что отсутствие ответов на письма полностью коррелирует с тем, где я увидела вакансию. Это hh.ru – «черная дыра» рынка труда, куда я выслала не один десяток откликов, оставшихся без ответа.

В защиту электронной почты как источника скажу вот что. Если организация внимательна к соискателю, то ответ может выглядеть элегантно и со всем уважением к правилам письменной переписки. Вот идеальное письмо-отказ, которое писал вовсе не рекрутер. И почему-то я не удивлена.

«Ольга, здравствуйте!
Спасибо за интерес к нашей вакансии. В этом году мы получили много хороших заявок от сильных кандидатов – никогда прежде у нас не было такого сложного выбора. После долгих обсуждений мы пришли к решению и, к сожалению, должны сообщить, что выбор был сделан в пользу другого кандидата, чей опыт и научные интересы больше отвечают нашим текущим проектам.
Всего наилучшего.»

И именно в ответ на письмо по электронной почте мне на другое утро позвонил мой первый рекрутер. Я немного растерялась, конечно, не ожидала такого скорого телефонного собеседования, да еще и частично на английском. Наверное, нужно было всё же предупредить соискателя заранее. Ну что же, тоже опыт.

3. Серебряный призер моего рейтинга – Телеграм. У этого источника явно есть потенциал. Он набрал бы 100% по реактивности, если бы не одна дама, которая мне на почту не ответила, а потом и на сообщение в Телеграме (а у нее в автоответе было указано, что можно в Телеграм писать). И она прочла мое сообщение, только не ответила от слова «совсем». Телеграм в этом не очень виноват. Именно в HR-чате Телеграма мне удалось найти мою вторую результативную вакансию и попасть на первое собеседование к собственнику. Потому что в Телеграме всё-таки отвечают гораздо чаще, чем на HH или по электронной почте.

4. Ну и победитель моего личного топа источников поиска работы - Фейсбук. Здесь был такой интересный опыт – я вступила в диалог с рекрутером, но стоило мне задать конкретный рабочий вопрос – она замолчала «как рыба об лёд». До сих пор не знаю почему, никаких объяснений. Странные люди в этом Фейсбуке ))).

В чем основа полезности Фейсбука?

Первое – в сети ты персонализирован, твой профиль может говорить сам за себя, и ты для рекрутера больше «человек», чем где-либо. И поэтому отказать в общении труднее.

Второе – это концентрация нужной информации в твоей ленте, которую ты сам можешь настраивать. Мои френды - HR и ректрутеры - мне очень помогли.

Третье – большое количество сообществ с предложениями вакансий, и в пост можно сразу писать и в личку, это публичное приглашение к диалогу, советую использовать.

Самое важным достоинством Фейсбука стала его хорошая результативность – почти половина всех откликов довели меня до собеседования. И до новой работы.

Возможно, что это только мой кейс, а у остальных всё по-другому: hh колосится, электронная почта цветет и пахнет. Пишите, интересно услышать мнения.

В следующей статье расскажу о своих выводах и рекомендациях по поиску работы в СПб.

До встречи!