Однажды к Острофу Мудрому явился из южных Ноострофских земель его младший сын Дарин и в расстроенных чувствах стал жаловаться на свою судьбу:
– Отец, все поучают меня, критикуют, чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. За глаза все вокруг твердят, что я неудачник, дела не идут, называют меня растяпой и идиотом. Прошу тебя, отец, помоги мне, что со мной не так?
Старый Остроф внимательно выслушал сына, и вдруг суетливо заговорил:
- Извини Дарин, я очень занят сейчас и вряд ли смогу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, – и, немного подумав, добавил:
- Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.
- Конечно, отец, – пробормотал тот, отметив с разочарованием, что отец, как и другие, снова задвигает его на второй план.
- Ладно, - сказал Остроф и снял со стены старинную картину с изображением натюрморта в потрепанной рамке. Возьми эту картину и срочно поезжай на рынок. Мне нужно сегодня её продать, чтобы рассчитаться по важному и неотложному долгу. Постарайся взять за неё побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Жду тебя назад как можно скорее!
Сын взял картину и уехал. Прибыв на рыночную площадь, он стал предлагать её торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к ней всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, заявляя, что она не стоит даже тех продуктов, которые на ней нарисованы. Другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета – это слишком высокая цена за такую старую картину и что за неё могут дать разве что медную монету, ну в крайнем случае серебряную.
Дарин очень расстроился этим, ведь по наказу отца он ни в коем случае не должен был опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив картину доброй сотне людей, юноша поехал домой. Удручённый неудачей, он явился к хранителю Ноострофа.
- Отец, я не смог выполнить твоего поручения, – с грустью сказал он.
- В лучшем случае я мог бы выручить за картину пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько эта картина не стоит.
- Ты только что произнёс очень важные слова, Дарин! – ответил мудрый старик.
- Прежде, чем пытаться продать картину, неплохо было бы установить её истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем старый художник? Езжай к нему, покажи эту картину да спроси, сколько он предложит нам за неё. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай картину, а возвращайся ко мне. Юноша тут же отправился к художнику.
Опытный живописец долго рассматривал картину через лупу, потом перевернул ее и изучил подпись на обороте и, наконец, обратился к юноше:
- Передай хозяину картины, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю её за семьдесят, учитывая срочность сделки.
– Семьдесят монет?! – юноша радостно засмеялся, поблагодарил художника и воодушевленный помчался назад.
Выслушав сбивчивый и эмоциональный рассказ сына, Остроф Мудрый обнял сына и ответил: – Теперь знай, сынок, что ты и есть эта самая картина, драгоценная и неповторимая! И оценить тебя смогут только истинные эксперты - твой отец, любящие тебя твои близкие и бескорыстно преданные тебе люди. Так зачем же ты ходишь по базару, выставляя на посмешище людей свою репутацию и ожидая, что каждый встречный завистник будет тебя хвалить?
Ваши лайки, комментарии и перепосты приветствуются.
Сергей Русанов.