С концом социализма исчезло и "кино социалистических стран" - значит, можно было, наконец, делать фильмы как в любимом запретном Голливуде. С другой стороны, в бывшие соцстраны пришла не просто свобода, а свобода делать что угодно. И поэтому некоторые фильмы поражают тем, что в голливудский формат подчас заправлена такая начинка, которую и близко бы не пропустили в "свободной Америке". "Охранник для дочери" - любопытнейший польский казус 97-го года.
Фильм начинается в голливудском ключе. "Легендарный" польский спецназ возвращается с боевого задания в Югославии. Крутой офицер наслаждается семейным отдыхом, когда случается драма - и некоторое время спустя он -одинокий, спивающийся неудачник. Правда, после долгого беспробудного пьянства выглядит спецназовец стильно и подтянуто - ну, эти знаменитые голливудские запои, не влияющие на белизну зубов и гладкость кожи...
Героя приводят в себя, зашивают и приставляют охранником к дочери авторитетного бизнесмена, разумеется, с криминальными проблемами. Дочка оказывается "девушкой с характером", но постепенно проникается симпатией к суровому охраннику - ситуация, знакомая практически по любому фильму о телохранителе. С одним нюансом - объект охраны не девочка как в "Гневе" с Дензелом Вашингтоном и не взрослая женщина как в "Телохранителе" с Кевином Костнером. "Дочка" - несовершеннолетняя, но вполне созревшая 16-летняя красотка.
Девушка настойчиво соблазняет крутого охранника - и тот поддается чарам несовершеннолетней школьницы! Представить такое в Голливуде маловероятно. В том же 1997-м году с невероятным треском провалилась "Лолита", хотя Эдриан Лайн сделал героиню старше и очень деликатно сгладил спорную тематику романа. А вспомните "Леона" 1994-го - Бессон всячески избегал даже намека на какие-либо отношения киллера и Матильды, кроме трогательной дружбы.
В польском же фильме не только открыто говорится о самом что ни на есть плотском романе между зрелым мужиком и школьницей. В "Охраннике" присутствуют весьма откровенные сцены с юной Агнешкой Влодарчик, которая на момент съемок тоже была несовершеннолетней. Не стесняясь, юное дарование демонстрирует свое тело почти что во всех подробностях! Вообразить что-либо подобное во вполне пуританской Америке невозможно, а в новом польском кино - пожалуйста!
При этом - за исключением пикантного возраста "дочери" - "Охранник" снят строго по голливудским лекалам. Недоверие, сменяющееся любовью, заговоры и покушения, коррумпированные служители закона и даже happy end с перебитыми врагами и сумкой с наличными. Вот такой любопытный "Голливуд на Висле" со всеми особенностями восточноевропейского кино первых лет свободы.